Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом
Уважаемый посетитель! Находящийся на этой странице вы увидите большое собрание статей на тему «Здоровье детей и подростков ». Чтобы вам было удобно читать весь материал удобно разделен на разделы как, например, сделано у обычной книжной продукции.
Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов надежности биологической системы (А.А. Маркосян). Эта закономерность базируется на представлении о широком диапазоне жизненных возможностей и хорошо может быть проиллюстрирована следующими известными фактами: в 10 мл крови человека содержится такое количество тромбина, которое может вызвать свертывание всей крови человека. Избыточное содержание тромбина обеспечивает надежность системы свертывания. Стенка сонной артерии обладает высокой прочностью. Она способна выдержать давление в 20 атмосфер, тогда как в действительности оно редко превышает 1/3 атмосферы. Эти примеры показывают, что резервные возможности систем организма огромны. Кроме того, природой предусмотрено дублирование многих органов (почек, легких, органов зрения, слуха). Резервные возможности и надежность систем организма обеспечивают его индивидуальное развитие. При отсутствии такой надежности систем и широких жизненных границ развитие организма было бы невозможно вследствие постоянной опасности прекращения жизни. Таким образом, надежность биологической системы базируется на: • избыточности элементов управления; • дублировании и взаимозаменяемости элементов регуляции; • совершенном и быстром возврате к состоянию относительного постоянства; • динамичности взаимодействия звеньев системы. Под надежностью физиологической системы понимают такой уровень регулирования и такое соотношение элементов самого процесса, когда обеспечиваются оптимальный ход последнего с резервными возможностями и взаимозаменяемостью звеньев, быстрый возврат к исходному состоянию, с достаточной лабильностью и пластичностью, гарантирующими быстрое приспособление. Однако, несмотря на большой запас прочности систем, рассчитанных на сохранение жизни в критических ситуациях, при организации учебной, трудовой и спортивной деятельности детей и подростков следует использовать установленные оптимальные нагрузки. Отечественная гигиеническая наука развивает концепцию о соответствии, прежде всего, учебных нагрузок функциональным возможностям растущего организма и целесообразности его тренировки с целью охраны и укрепления здоровья. В связи с этим в нашей стране разрабатываются нормативы деятельности на основе возрастно-полового принципа и даются рекомендации по разумной тренировке растущего организма с тем, чтобы способствовать увеличению его резервных способностей и более полному использованию физических возможностей организма, заложенных природой.
Читать предыдущие записи
К оглавлению Читать дальше Читать предыдущие записи К оглавлению Читать дальше