Биологический возраст


Приветствуем, уважаемый посетитель! На этой странице нашего проекта вы сможете найти цикл материалов под общим заголовком «Здоровье детей и подростков ». Чтобы вам было удобно читать весь представленный материал удобно разделен на страницы как, например, сделано у обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Таблица 1.2. Изменения длины тела детей и подростков

Период жизни

Увеличение длины тела (в %)

1 год

на 47

2 года

на 13

3 года

на 9

4—7 лет

на 5—7

8-10 лет

на 3

половое созревание

скачок роста

18—20 лет

прекращается

В период полового созревания отмечается скачок роста, в возрасте 16—17 лет наблюдается снижение, а в 18—20 лет увеличение длины тела практически прекращается.

Изменения массы тела, окружности грудной клетки, а также развитие отдельных органов и систем в целом происходят неравномерно. Неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью. Однако в этот период проявляются и некоторые индивидуальные особенности. Встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен, и по уровню зрелости они опережают свой хронологический (календарный) возраст. Возможно и обратное соотношение. В связи с этим термин «возраст ребенка» должен конкретизироваться: хронологический или биологический.

Хронологический возраст период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу (день, месяц, год).

Биологический возраст — совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

Количество детей с замедленным темпом биологического развития может составлять 10—20%. Таких детей чаще всего выявляют перед поступлением в школу или во время обучения. Школьники с замедленным темпом биологического развития менее активны на уроках. У них отмечаются повышенная отвлекаемость и неблагоприятный тип изменения работоспособности. В ходе учебного процесса у этих детей выявляется более выраженное напряжение зрительного, двигательного анализатора и сердечно-сосудистой системы. Отставание биологического возраста у детей сочетается со снижением показателей большинства антропометрических признаков и более частыми отклонениями в опорно-двигательном аппарате, нервной и сердечно-сосудистой системах. Наиболее выраженные изменения работо-


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше