Диагностика готовности к систематическому обучению


Приветствуем, уважаемый посетитель! Вы находитесь на странице вы сможете найти обширный цикл материалов под общим заголовком «Здоровье детей и подростков ». Чтобы вам было удобно читать весь материал аккуратно разделен на части как, например, сделано у бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

кого обучения с целым рядом факторов биологического и социального порядка. Особенности онтогенеза (биологический путь развития) детей 7-го года жизни таковы, что интенсивное наращивание показателей морфофункционального развития происходят во втором полугодии, т.е. с 6,5 лет.

Функциональная готовность детей к систематическому обучению определяется степенью зрелости тех органов и систем детского организма, которые непосредственно связаны с выполнением требований школы: высшая нервная деятельность, моторика, сформированность речи.

Установлено, что среди детей от 6 до 6,5 лет число функционально незрелых составляет 32%, а к 7 годам снижается до 13%. В «школьной судьбе» учащихся, функционально не готовых к обучению, прослеживаются две тенденции: одна часть таких детей не справляется с учебной нагрузкой и формирует ряды отстающих и второгодников, другая — выполняет требования школы, но ценой различных заболеваний на протяжении многих лет школьного обучения.

Современные данные выявили уменьшение числа детей 6-летнего возраста (с 82,2% до 55,6%), у которых биологический возраст соответствует паспортному, при увеличении в 3 раза количества детей с замедленным развитием. Отмечено увеличение числа детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным развитием (до 26,5%). Диагностика готовности к систематическому обучению показала, что только 18,5% шестилеток являются «зрелыми», 49,3% — «средне зрелыми» и 32,2% — «незрелыми». Процент не готовых к систематическому обучению детей увеличился по сравнению с 1970—1980 годами почти в 5 раз (!). Большую часть среди них составляют мальчики. Результаты исследований последних лет, которые провели логопеды в подготовительных группах массовых ДОУ, показали, что более 50% детей не готовы к обучению в школе, т.к. имеют те или иные нарушения речи, которые могут служить серьезным препятствием для овладения грамотой.

Многочисленные наблюдения свидетельствуют, что у 6,5-летних детей выше уровень функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и большая устойчивость к неблагоприятным воздействиям средовых факторов. Дети 6,5 лет более устойчивы к простудным заболеваниям, у них реже по сравнению с 6-летними встречаются проявления астеноневротических реакций и нарушения зрения к концу учебного года (у детей 6 лет эти показатели увеличивались в 2— 2,5 раза). Кумулятивный эффект неблагоприятного влияния школьного обучения на состояние здоровья, функциональное состояние детей 6 и 6,5 лет обусловлен существенными различиями в их высшей


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше