Важнейшие вехи истории развития советской дидактики


Приветствуем Вас на нашем сайте! На этой странице вы найдете обширный цикл статей на тему «Лекции по педагогике». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на страницы подобно бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Наряду с иными отраслями педагогики дидактика постоянно развивается. С одной стороны, она анализирует и обобщает реальный опыт учителей, имеющих заметные и большие успехи в учебной работе. С другой — она экспериментирует, выдвигает новые подходы в разных направлениях дидактики. Так, например, опыт педагогов-новаторов 1980-х г., исследование проблем развивающего обучения в разных вариантах, компьютеризация обучения и другие проблемы. Все они обогащают дидактику. Ее развитие продолжается непрерывно.

1.4. О путях развития дидактики в Советском Союзе, Беларуси и России во второй половине XX века

Читателю будет небезынтересно знать, как развивалась дидактика в нашей стране за последние полвека. Об этом дадим краткую справку.

Серия постановлений ЦК ВКП(б) о школе в 1930-е и военные годы стабилизировала систему образования и обучения в стране. И школа вступила во вторую половину того столетия жестко регламентированной, единообразной, оторванной от практики. Дидактические исследования сводились к изучению и обобщению опыта учителей, школ. Экспериментальная работа была свернута. Тесты как инструмент педагогической диагностики и исследования были изгнаны из школы и исследовательских лабораторий. Между тем в стране было много учителей, педагогов-практиков, психологов, которые мучительно переживали такой застой в дидактике и настойчиво искали пути и способы обновления форм и методов процесса обучения. И взглянув на полувековой путь развития дидактики в нашей стране, мы увидим вехи, которые обозначили основные пункты исторического движения этой дидактики. Оговоримся: в данном случае мы ограничиваемся только лишь дидактикой, не касаясь всей педагогики и тем более — системы образования в стране. Кроме того, мы не рассматриваем историю зарубежной дидактики в виду небольшого объема данной лекции. А еще и потому, что десятки лет советская дидактика (в русле общей педагогики) зарубежную дидактическую мысль называла буржуазной, построенной в основном на ненаучной методологии (идеализма, метафизики) и подвергала ее постоянной критике, была в полной оппозиции к ней1. Известный поворот в оценке


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше