Устные упражнения


Уважаемый читатель! На этой странице нашего портала вы по достоинству можете оценить большой сборник материалов по теме «Лекции по педагогике». Для удобства чтения весь материал разделен на страницы подобно бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Письменные упражнения проводят по многим предметам. Они следуют после изучения теоретической части нового материала. До начала упражнений повторяют правила правописания, решения задач. Затем учащимся дают инструкции о предстоящем упражнении, показывают образец, после чего начинается собственно упражнение.

Его не следует представлять как неизменное повторение прежних действий. Результаты упражнений контролируют и, если есть ошибки — их комментируют и исправляют. После этого упражнение повторяют. На последующих этапах упражнения варьируют. Если действия и операции проводятся по алгоритму и благодаря повторениям уже приобретены умения начального уровня, то их необходимо усложнить. Сошлемся на такой эпизод. Третьеклассники по математике изучают тему: деление с остатком двузначных чисел на однозначные, например: 58:7, 31:9 и т.п. Они уже знают названия компонентов деления и благодаря упражнениям приобрели умения успешно решать подобные примеры и при этом опираются на знания табличного умножения и деления. Теперь учитель для упражнения дает не готовый пример из задачника, а предлагает учащимся самим его придумать, притом так, чтобы делитель и остаток быти равны заданным числам (любые от 2 до 9) . Ученики придумывают примеры, объясняют соответствие заданному условию, например: делитель 6, остаток 4; тогда делимое может быть 16, или 22 или 28 и т. д. После серии упражнений дети усваивают этот уровень решения задач. А теперь учитель дает условие — «ловушку»: делитель 5, остаток 8.. . И большинство учащихся класса предлагает пример типа 18:5 = 2, остаток 8; 23:5 = 3, остаток 8... и т. п. Сначала только некоторые додумываются, что остаток не может быть больше делителя. Обсуждают этот вариант подробно, аргументированно. У ребят зорче становится математическое восприятие, которое ускоряет формирование вычислительных умений и навыков.

На приведенном примере мы хотели показать, что многократные повторные учебные действия и операции при упражнениях необходимо постепенно усложнять: упражнение — это не бессмысленное механическое повторение, а осознанное и целенаправленное приобретение умений и навыков, способность отойти от освоенных алгоритмов, усвоение новых и их закрепление. В обобщенном виде как устные, так и письменные упражнения имеют три ступени сложности: 1-я — повторение по воспроизведению материала для его закрепления: 2-я повторе-


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше