Анализ и синтез


Приветствуем, уважаемый посетитель! Находящийся на этой странице нашего проекта вы увидите цикл статей по теме «Лекции по педагогике». Для того, чтобы Вам было удобно весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на разделы подобно стандартной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

сбрасывании деревьями листьев на зиму (ботаника) . По русскому языку, например, замечают оглушение звонких согласных при произношении перед глухими согласными и в конце слова. После ряда наблюдений делается общий вывод об этой закономерности. Выводится общее правило о правописании.

Подобных примеров типичных индуктивных методов обучения множество. Его преимущества: умение учащихся наблюдать за явлениями и набрать факты, анализировать, обобщать и делать очевидные выводы. Учащиеся осознанно усваивают материал, прочно и надолго его запоминают. Недостаток: для проработки темы требуется много времени. Но результат учения перевешивает и оправдывает его недостаток.

Аналогия — это вариант индуктивного умозаключения: на основе сходства двух объектов по каким-либо одним параметрам приходят к выводу (точнее — допускают его) об их сходстве и по другим. В учебном процессе аналогия встречается очень часто, но скорее всего, не как метод, а как прием, причем, в разнык классах и по всем предметам. Пример: Учительница литературы 10-го класса была на открытом занятии у коллеги в соседней школе в таком же классе. Сосед провел урок- диспут, которым очень понравился учительнице. Она решила по аналогии провести в своем классе такой же урок-диспут, хотя и по другой теме. В качестве основания для аналогии было несколь ко сходных признаков: одинаковый учебный предмет, такой же 10-й класс, примерно одинаковым состав учащихся. Отсюда — надежда и ожидание: та же методика обеспечит хороший результат. Подготовка к уроку шла больше недели. В нее были втянуты и сами школьники. Быта повторена структура и организация урока, его этапы, общая методика, приемы. Урок прошел успешно. Аналогия, таким образом, выступает не как самостоятельным метод, а как прием повторения уже найденного в сходных ситуациях.

Дедуктивный метод или дедукция противоположна индукции. В логике она означает переход в процессе познания от общего к частному и единичному1, когда частное и единичное выводится из общего. В дидактическом процессе этот метод довольно распространен в средних и старших классах по разным предметам. Например, учащиеся узнают о том, что металлы и их сплавы очень хорошо проводят тепло. К этому сообщению при-

Краткий словарь по логике/Под ред. Д.П. Горского.— М. : Просвещение, 1991.— С. 36.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше