Абстракция


Приветствуем, уважаемый посетитель! Находящийся на этой странице нашего сайта вы найдете широкий сборник интересных статей по теме «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь материал аккуратно разделен на разделы подобно обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

совокупляются и бытовые наблюдения: каждому приходилось убеждаться в этом свойстве металлов, хотя раз обжегшись на горячем чайнике, кастрюле и т. д. Из этого общего вывода делают частное умозаключение, что и железо, и медь, и сталь и другие металлы и сплавы — хорошие проводники тепла.

Достоинство дедуктивного метода — экономия времени на изучение темы: на многочисленные наблюдения за множеством явлений и фактов время не затрачивается. Учащиеся исходят из того, что предметы и явления одного класса имеют общие, одинаковые свойства. Значит, любой отдельно взятым предмет этого класса будет иметь те же свойства. Общий вывод переносится к любому отдельному предмету, факту.

Дедукцию как концептуальную основу системы обучения уже в младших классах взяли разработчики теории развивающего обучения Д.Б.Эльконин, В.В.Давыщов и их единомышленники. По их идее, обучение, как известно, идет от понятий к конкретным фактам, а не наоборот, как это делается традиционно.

Недостаток дедуктивного метода состоит в том, что уменьшается запас наблюдений за фактами, сокращается поиск этих фактов и анализа. Между прочим, такой принцип традиционной дидактики как наглядность, например В. В. Давыдов вообще отвергает (об этом уже сказано в предыдущей лекции) . Это конечно, не значит, что наглядное обучение устарело. Речь идет о взаимодействии дедуктивного и индуктивного методов обучения.

Анализ и синтез — диалектически взаимосвязанные логические приемы и методы исследования. Анализ — это начало изучения предмета: последний мысленно расчленяется на элементы. Затем каждый элемент изучается в отдельности. Выщеленные элементы потом обратно соединяются в целое с помощью синтеза. Но такое соединение дает уже новые, обогащенные знания о целом предмете, о котором теперь знаем больше, чем это быто до анализа.

Анализ и синтез в учебном процессе применяются очень широко и как методы, и как приемы обучения. Изучают ли школьники строение цветка (ботаника), свойства галогенов (химия) или состав слова (языки) и т.д. — в каждом случае учитель сначала целое делит на составные части (анализ), чтобы потом воссоздать целое из этих частей (синтез) . Решают ли школьники задачи по математике или физике, отрабатывают ли умения по трудовым операциям, проводят ли разбор предложений по его членам или частям речи — это все анализ и синтез.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше