Конкретизация


Уважаемый читатель! На данной странице вы сможете отыскать широкий сборник интересных статей на тему «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь предоставленный на сайте материал удобно разделен на части как, например, сделано у бумажной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Если обратиться к учебной работе учителя, то у него мы также обнаружим и метод, и прием анализа и синтеза. Например, в методике обучения грамоте общепризнан звуковой аналитико-синтетический метод. Доказательство геометрических теорем учитель ведет главным образом приемами и методами анализа-синтеза.

Итак, анализ-синтез как метод и прием обучения развивает культуру мышления учащихся, приобщает их к методам познания и тем самым совершенствует их познавательные способности. Этот метод побуждает к осмысленному усвоению знаний. Анализ-синтез, безусловно, взаимосвязаны! с другими методами обучения.

Абстракция в логике рассматривается и как процесс, и как результат мысленного отвлечения абстрагирования — от некоторых характеристик свойств и отношений изучаемых предметов, отвлечения определенных свойств от множества свойств конкретного предмета. Абстрагироваться — значит, мысленно выбрать и отвлечь одно интересующее нас свойство, признак предмета из множества других, не интересующих нас в данный момент.

Абстрагирование (процесс отвлечения) как и абстракция (результат отвлечения) в учебном процессе достаточно распространены!. Прежде всего, это в самом содержании обучения — это абстрактные предметы, такие, например, как «мышление», «беспечность», «красота», «возможность» и т. п. И в самом деле, например, решая задачи по алгебре (содержание обучения), школьники имеют дело со сплошными абстракциями. Примеров множество. Процесс усвоения учащимися новых знаний, как правило, также есть момент абстрагирования. Достаточно сказать, что выведение научного понятия есть не что иное, как абстрагирование (т.е. процесс. Но учебным процесс как раз и связан с изучением и усвоением учащимися множества научных понятий.

Выходит, что в методах обучения, как правило, есть прием абстрагирования. Важная задача преподавателя в том состоит, чтобы учить и научить учащихся выделять в изучаемых предметах и явлениях существенное, уметь отвлечься от второстепенных свойств и признаков предметов.

Обобщение в логике — это мысленная операция по выщелению отдельных свойств, относящихся к некоторому классу предметов, т.е. переход от единичного к общему. В учебном процессе нет ни одного занятия без обобщения. Индуктивный метод начинается с сравнения и заканчивается обобщением. Значит, обобщение это и прием метода обучения, и этап учебного занятия.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше