Классификация


Уважаемый читатель! На данной странице нашего проекта вы найдете широкий сборник интересных статей под общим заголовком «Лекции по педагогике». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал разделен на части как, например, сделано у стандартной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Конкретизация — это в противоположность абстрагированию — означает придание определенного выражения общему или частному понятию. Истина всегда конкретна, утверждают философы. Она конкретна по условиям, месту и времени проявления (существования) . Поэтому поиск, направленный на более глубокое познание мира, представляет восхождение от абстрактного к конкретному. Конкретное — это материальный предмет (или множеств) во всем «многообразии признаков, связей и отношений», а также «совокупность абстрактный определений», раскрывающих «сущность исследуемого объекта»1.

К учебному процессу эти положения логики и философии имеют прямое отношение. Учитель сначала добивается того, чтобы ученик понял, осмыслил и усвоил научное понятие, закон. А понятия, закон уже есть результат абстрагирования. Затем наступает момент конкретизации, когда понятие, закон, чтобы они стали истиной, необходимо раскрыть во всем многообразии, исходя из условий, места и времени их существования. Кстати, развивающее обучение, по Д.Б.Эльконину — В.В.Давыдову, построено на этой идее от асбстрактного (понятий, закономерностей) к конкретному. Разъясняя на уроке какое-либо научное понятие или закон, преподаватель, как правило, приводит много фактов, примеров, с разных сторон характеризующих это понятие, закон. Тут мы также видим стремление преподавателя конкретизировать научное понятие.

Точно так же чтобы оценить степень понимания учеником содержания изучаемого материала, учитель просит его привести конкретные примеры, подтвердить фактами высказанную мысль о понятии, т. е. добивается конкретизации, восхождения к конкретному. Если это удается, то считается, что ученик осознанно усвоил какое-либо понятие, закон. Если примеры1 не раскрывают понятие, то оно учеником не усвоено или в худшем случае — механически заучено. Причем, если примеры приводятся только те, о которых говорилось на уроке или взяты из учебника, но нет собственных, то это свидетельствует о том, что школьник заученными понятиями и законами оперирует не свободно, а с затруднениями или даже не понимает.

Итак: конкретизация — метод и прием обучения, сопряженный с абстракцией и абстрагированием, который является средством и механизмом углубленного усвоения учебного материала (содержания).

Кондаков Н.И. Логический словарь.— М. : Наука, 1971. — С. 223.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше