Коллективная учебно-познавательная деятельность учащихся


Уважаемый посетитель! На этой странице нашего портала вы найдете большое собрание интересных статей под общим заголовком «Лекции по педагогике». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал аккуратно разделен на части как, например, сделано у стандартной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

зарубежной дидактики и педагогики у педагогов-теоретиков произошел уже в 1980-е г. и столь негативные оценки пересмотрели и дидакты. Но это уже большая и самостоятельная тема.

Итак, перечислим важнейшие вехи истории развития советской дидактики во второй половине XX в. и дидактики Беларуси и России в постсоветский период.

1. Липецкий опыт. Он возник в конце 1950-х г. в Липецке, откуда и название. К.А.Москаленко, психолог местного пединститута, обратил внимание на то, что учителя много времени на уроке затрачивают на проверку домашнего задания учащихся. К.А.Москаленко предлагает отказаться (в основном) от домашних заданий и весь материал изучать и выучивать на уроке. Изучение нового материала, упражнения, контроль объединены, практикуется поурочный балл, комментирование. Появляется новый, объединенный тип урока. Другие ученые педагоги назовут его синтетическим (И. Т. Огородников) . Липецкий опыт нашел применение в школах всей страны.

2. Технические средства учебной деятельности (ТСУД) . Они использовались давно, но особенно интенсивно внедряются в учебную деятельность с 1960-х г. Появление кибернетики, бурное развитие радиоэлектронной техники ускорили внедрение ТСУД в учебный процесс школ всех типов и уровней.

3. Алгоритмизация в обучении, по Л.Н.Ланда, связана с решением однотипных дидактических задач. Точно выполняя строго последовательные учебные действия и операции, ученик гарантированно приходит к заданному результату. Проблемы алгоритмизации стали разрабатываться в 1960-е г.

4. Программированное обучение в нашей стране стало развиваться с 1960-х г. Этому способствовали появление кибернетики вообще и алгоритмизации в обучении. Будучи дидактической системой, программированное обучение предполагает управление учебным процессом. Учебная программа разбивается на логически последовательные порции (шаги, кванты), программируются действия и операции обучающегося и учащегося по изучению программы.

5. Проблемное обучение также интенсивно разрабатывается с конца 1960-х — в 1970-е г. Оно охватило и общеобразовательные, и профессиональные школы всех типов. Его суть заключается в том, что учащиеся получают знания не в готовом виде, а в процессе поиска, решения проблемных задач.

6. Оптимизация обучения означает выбор наилучшего варианта из множества возможных методик, который обеспечит


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше