Три метода в проблемном обучении


Уважаемый посетитель! На текущей странице вы увидите широкий сборник статей под общим заголовком «Лекции по педагогике». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал разделен на страницы как, например, сделано у обычной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

тиворечие, когда прошлого опыта недостаточно для выхода из затруднения; 3) познавательная потребность как внутреннее условие, стимулирующее мыслительную деятельность; 4) интеллектуальные возможности учащегося к «открытию» нового. Как видим, в структуре проблемной ситуации есть внешние факторы и внутренние условия.

В процессе учебной или другой работы у человека возникает, возможно, не одна проблемная ситуация. Но он одни из них принимает, а другие — нет. Иначе говоря, не всякое возникшее затруднение его затронет, т.е. станет проблемой.

Проблема — это проблемная ситуация, которую учащийся принял к решению, опираясь на имеющиеся средства у него: систему знаний, практический опыт поиска и др. Значит, важной задачей преподавателя является формирование ценностного отношения ученика к знанию, познавательного интереса.

В литературе встречаются термины «познавательная задача» (М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин), «проблемное задание» (Г.И.Железовская) . Познавательная задача может быть проблемной и непроблемной. Проблемная познавательная задача содержит «новые для учащихся понятия, факты, способы действия» (М.И.Махмутов) . Если их нет, то и задача непроблемная. В основе возникновения проблемы лежит противоречие между известным и искомым. Найти ответ (искомое) можно посредством промежуточных (между вопросом и ответом) познавательных и практических операций (М.Н.Скаткин). Решая проблемные задачи, учащийся приобретает знания, который до этого недоставало для ее решения. Проблемная задача имеет поисковый характер, иногда — оригинальное решение, для ее решения нет образцов и алгоритмов.

Проблемное задание — это элемент учебного процесса (Г.И.Железовская) : чтобы создать у учащихся состояние интеллектуального напряжения, им даются вопросы, задачи, упражнения, в процессе выполнения которык и выявляются затруднения (противоречия, знания о незнании). У них возникает познавательный интерес и потребность в решении встретившейся проблемной задачи. Проблемное задание может быть и в виде отдельного вопроса.

Проблемные задания, как видим, вводят учащихся в предстоящую частично поисковую или исследовательскую работу, создавая психологически благоприятную атмосферу для дальнейших занятий.

Исследователи не считают проблемное обучение самостоятельной дидактической системой. По мнению М.И.Махмутова,


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше