Эффективность проблемного обучения доказана исследованиями


Уважаемый посетитель! На текущей странице нашего портала вы найдете большой сборник статей на тему «Лекции по педагогике». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал разделен на страницы как, например, сделано у бумажной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

По вопросу методов проблемного обучения М. И. Махмутов использует иную терминологию: об/ъяснительно-побуждаюший метод (по М.Н.Скаткину — проблемное изложение) , побуждающий метод, стимулирующий у ученика мыслительную деятельность поискового характера, поисковый метод, который М.И.Махмутов не отождествляет с исследовательским (как М.Н.Скаткин) . Поиск по М.И.Махмутову, это умственные действия по формулировке проблемы и нахождению путей ее решения. Исследовательский метод — понятие более широкое, чем поисковым. Поиск входит в него как ядро, а в исследовании, кроме того, есть и другие методы, в частности, практический, исполнительский.

В развернутом виде исследовательский метод имеет ряд последовательных этапов (элементов, по Т.А.Ильиной) :

- видение проблемы, т.е. выявление противоречия между реальными знаниями и возможностью на их основе объяснить то или иное явление;

- формулировка проблемы;

- принятие ее к решению как проблемной задачи;

- анализ условий, выявление известного и неизвестного;

- выдвижение гипотезы;

- разработка одного или нескольких вариантов решения проблемы;

- выполнение выбранного плана решения;

- проверка полученного результата и оценка действий1.

Естественно, не все эти элементы проблемного обучения

всякий раз будут детально и глубоко проработаны.

Преподаватель использует разные способы создания проблемных ситуаций. На основе обобщения передового опыта М.И.Махмутов предлагает следующие.

1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих у учащихся при выполнении практических занятий.

3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.

4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, содержащих противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

По Ильиной Т.А. Педагогика.— М., 1984.— С. 325.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше