Выбор методов обучения в средней школе


Приветствуем, уважаемый посетитель! На текущей странице нашего сайта вы сможете отыскать широкий сборник статей под общим заголовком «Лекции по педагогике». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на части как, например, сделано у стандартной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

5. Выдвижение гипотез, формулировка выводов, их опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, правил, действий, порождающих проблемную ситуацию.

7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению фактов.

8. Ознакомление учащихся с фактами, которые будто невозможно объяснить. А это приводит в истории науки к постановке научной проблемы.

9. Организация межпредметных связей.

10. Варьирование задачи, переформулировка вопроса1.

Как видим, педагогическая практика дает много вариантов и способов создания проблемных ситуаций в учебном процессе. Они помогают преподавателю выбрать конкретным путь в нескольких вариантах, чтобы создать проблемную ситуацию. Возникает возможность развернуть целую систему проблемных ситуаций.

Эффективность проблемного обучения доказана исследованиями 1970-1980-х г. по разным учебным предметам и практикой в школе и в вузе. Вместе с тем ведущие исследователи этого вопроса М.Махмутов, М.Скаткин, Ю.Бабанский и др. предупреждают от универсализации проблемного обучения. Они предлагают рассматривать его наряду с информационно-иллюстративным типом обучения. И здесь мы подходим к оценке не только достоинств, но и слабых мест проблемного обучения.

Бесспорно, проблемное обучение положительно влияет на активное отношение учащихся к учению, формирует у них творческий потенциал в решении учебных задач, познавательным интерес как мотив учения, стимулирует общее интеллектуальное развитие школьников. К недостаткам можно отнести то, что проблемное обучение отнимает много времени, значительно больше, чем информационное по сообщению готовых знаний. Проблемное обучение часто выходит за пределы одного урока. И все же его достоинства перевешивают его слабости. И оно как методическая система используется в обучении и школьников, и студентов.

По Махмутову М.И. Организация проблемного обучения в школе.— М., 1977.— С. 97-102.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше