Контрольные вопросы и задания. Литература


Приветствуем, уважаемый посетитель! На данной странице вы найдете большой сборник материалов на тему «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь представленный материал разделен на разделы подобно бумажной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Таковы основные направления развития дидактики во 2-й половине XX в. Для полноты картины надо сказать также, что в рассматриваемый исторический период в разные годы пересматривалось содержание образования. Этот пересмотр был вызван рядом причин: перестраивалась структура школ и их специализации; устоявшееся содержание образования, необходимо было сделать современным, обновить. Следовало также разгрузить объем учебного материала в общеобразовательной школе. Эта работа продолжается еще и сейчас.

Резюме

Дидактика — это отрасль педагогики или научная дисциплина, разрабатывающая теорию образования и обучения. Первоначальные идеи о дидактике можно найти еще у философов античности (V-IV в. до н.э.), Древнего Китая и Индии. Как научное понятие «дидактика» начинает закрепляться в первой четверти XVII века (В. Ратке, Э. Бодин — Германия, Я. А. Коменский — Чехия и др.). В развитие дидактики как теории образования и обучения большой вклад внесли И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, Э.Белл и Д.Ланкастер, А.Дистервег, Д. Дьюи и др. Из отечественных педагогов крупными дидактами были К. Д. Ушинский, К.Ф.Каптерев, В. П. Вахтеров и др. В советский период видными дидактами проявили себя Д.О.Лордкипанидзе, Б.П.Есипов, М.А.Данилов, М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, Ю.К.Бабанский и др.

Развитие дидактики продолжается в разных направлениях: по определению содержания образования, технологии обучения, нетрадиционных его форм, компьютеризации учебного процесса.

Дидактика тесно связана с методиками преподавания частных учебных предметов. Для них она является теоретической базой, обобщает данные, получаемые разными методиками. У дидактики есть научные категории (образование) и понятия (обучение, учение, урок, учебный процесс и др.). Дидактика изучает законы и закономерности учебного процесса, определяет цель и содержание образования и обучения, разрабатывает формы, методы и организацию учебной работы. Ее интересуют также дидактические средства обучения.

Как и вся педагогика и педагогические дисциплины, дидактика постоянно развивается. Она поднимает новые, назревшие проблемы теории образования и практики обучения. В конце XX века для нее актуальны проблемы развивающего обучения, нового содержания образования в условиях рыночных отношений (стандарт образования), технология обучения, нетрадиционных его форм, компьютеризации учебного процесса, дис-


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше