Из истории форм и организации обучения


Приветствуем Вас на нашем сайте! На этой странице вы сможете найти большое собрание статей по теме «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь представленный материал аккуратно разделен на части подобно бумажной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

них является признание формы как внешней стороны организации учебного процесса, имеющей связь с внутренней, содержательной стороной. Отмечается также, что форма — это конструкт учебного процесса, в котором взаимодействуют учитель и ученик. Учитывая сказанное о формах в философском смысле, в дидактическом плане можно считать так: форма обучения это внешняя сторона структуры учебного процесса, отображающая внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов. К компонентам же учебного процесса относятся цель, учитель и ученики, содержание, методы, дидактические средства обучения.

Форма обучения зависит от его содержания. Она может либо лучшим, либо не лучшим образом раскрыть то или иное содержание. Так, разговорной речью на иностранном языке школьник успешнее овладеет при организации занятий в малых группах; играть на музыкальных инструментах (аккордеон, фортепиано и др.) он научится лучше и быстрее при индивидуальном обучении, нежели в группе. Контрольный диктант ему же будет писать «веселее», эмоционально предпочтительнее со всем классом, чем одному и т. д.

Формы обучения всегда имеют конкретное содержание. Между тем они варьируются в зависимости от конкретных условий. В частности, это — состав (количество) учащихся, с которыми занимается учитель в данный момент. Тогда говорят фронтальная, групповая, парная, индивидуальная форма учебной работы. Далее, время (продолжительность занятий), классные и внеклассные формы. По месту занятий бывают формы школьные (урок в классе, в лаборатории, на пришкольном участке, спортплощадке, мастерских) и внешкольные (экскурсия, домашние занятия, учебно-производственный комбинат). Последовательность видов деятельности определит такие формы: урок, лабораторная работа, коллоквиум, консультация, зачет и др. По способу руководства преподавателя учебным процессом можно выделить формы: работа с учителем, самостоятельная работа, формы взаимного обучения, программированное обучение, самообразование.

И. М. Чередов выделяет общие формы, под которыми он имеет в виду фронтальные, групповые и т.д. формы. Конкретные формы, по И.М.Чередову, это реальные уроки и другие формы учебных занятий по определенному предмету и конкретной теме. К таким формам он относит урок, лекцию, семинар, конференцию, экскурсии, учебно-практические и практические занятия.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше