Классно-урочная форма (система) обучения


Приветствуем, уважаемый посетитель! Вы находитесь на странице нашего портала вы найдете большой сборник материалов на тему «Лекции по педагогике». Для удобства чтения весь представленный материал аккуратно разделен на части как, например, сделано у стандартной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Известный дидакт академик М. И. Махмутов различает два понятия: а) формы обучения (коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная) и б) формы организации обучения (урок, предметный кружок, факультатив и др.)1.

В данной лекции нам удастся сказать о некоторых формах более, а о других — менее подробно.

2.2. Из истории форм и организации обучения

Формы обучения имеют очень давнюю историю. И в древние времена, и теперь в любом случае содержание обучения облекается в какую-то форму. В кратком обзоре мы проследим их развитие в исторической последовательности и при этом больше внимания уделим XX веку.

Индивидуальная форма обучения существует с древнейших времен до наших дней. Первоначально она строилась на подражании неопытного человека опытному. Затем были индивидуальные наставления: что и как надо делать, чтобы достичь успеха в работе. Затем были индивидуальные тренировки. Индивидуальное обучение в Древней Греции (Афины) тоже имело место. Оно в настоящее время проводится и в семье (например, репетиторство) , и в учебных заведениях: консультация, индивидуальные беседы, индивидуальная тренировка по разным видам спорта, обучение различным видам творчества и т. д. В профессиональном обучении также прибегают к индивидуальным формам, например, стажировка по вождению автотранспорта, по уходу за больными, подготовка пользователя компьютером и т. д. Естественно, индивидуальные формы сочетаются с другими формами обучения.

Индивидуально-групповая форма обучения появилась на более высокой стадии развития общества. Она стала возможной тогда, когда обучение становится самостоятельным видом деятельности, т. е. появляются наставники, которые занимались как воспитанием младшего поколения, так и его обучением в более узком смысле.

Эта форма обучения господствовала в школах Древней Руси. В средние века школы в большинстве своем подчинялись церкви. Точного для всех начала и конца учебного года не было. Учащиеся объединялись в группы. Учебный день начинался и


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше