Белль-ланкастерская система


Приветствуем, уважаемый посетитель! На данной странице нашего сайта вы по достоинству можете оценить обширный цикл интересных статей под общим заголовком «Лекции по педагогике». Для того, чтобы Вам было удобно весь материал разделен на части как, например, сделано у стандартной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

заканчивался общей молитвой. Учитель мог кратко изложить содержание материала. А ученики индивидуально догматически заучивали тексты церковных книг. Потом их индивидуально же проверял учитель . Ученику полагалось назубок механически пересказать выученный текст. К тому же занятия проводились без твердого расписания. Они длились с утра до вечера с перерывом на обед.

Эта форма обучения в настоящее время используется нечасто и притом в серьезно измененном варианте, а именно в плане индивидуального подхода при работе с группой учащихся. Естественно, о догматическом характере обучения при этом нет и речи.

Классно-урочная форма (система) обучения. Некоторые ее черты имелись уже в монастырских школах, например, учебное помещение (класс), занятие группы в нем, общение детей в группе, парты, кафедра, сигналы звонком о начале и конце занятий и некоторые другие внешние черты. В XVI в. классно-урочная система была уже в иезуитских школах и коллегиумах. В 20 — 30-е г. того же века она применялась также в начальных классах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии, Брауншвейга, Гольштейна. Во второй половине XVI столетия классно-урочная система господствовала в братских школах Западной Украины и Беларуси.

Иоганнес Штурм (1507-1589) в Страсбурге (Германия) в 1538 году открыл гимназию — первую в Европе. И здесь основы классно-урочной системы он стал проверять на практике и внедрять в учебный процесс. Потом уже Я.А.Коменский (15921670) теоретически обосновал эту систему и пропагандировал ее в своих книгах. Во второй половине XVIII в. классно-урочная система распространилась и в школах России.

Суть классно-урочной системы заключается в следующем. Дети в школу принимаются в одно время. Возраст и уровень развития группы учащихся примерно одинаковый. Состав группы постоянный. С ними учитель занимается одновременно. Притом все учащиеся изучают один и тот же учебный материал. Классно-урочная система учебных занятий сохранилась до сих пор, она постоянно совершенствуется. В школах Беларуси и России урок и сейчас считается основной формой учебных занятий.

Белль-Ланкастерская форма организации занятий. О ней мы уже упоминали в предыдущей лекции.

Развитие промышленности и машинного производства в ряде стран в конце XVIII в. было связано с массовым обучени-


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше