Системы индивидуализированного обучения


Уважаемый посетитель! На данной странице вы сможете отыскать большое собрание интересных статей по теме «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь представленный материал разделен на разделы как, например, сделано у обычной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

ем детей грамоте. Для этого нужны были учителя, а их не хватало. Выход был найден в системе взаимного обучения.

Белл (Bell) Эндрю (1753-1832) — священник и педагог и Ланкастер (lancaster) Джозеф (1778-1838) — педагог, оба англичанина - современники. Они независимо друг от друга, первый близ Мадраса (Индия, 1791 г.), другой в Англии (1801 г.) стали использовать систему взаимного обучения. В школах Индии еще в XVII веке в начальном обучении уже была подобная практика. Э.Белл использовал ее элементы. В начале XIX века оба педагога выпустили работы, в которых изложили и пропагандировали идеи взаимного обучения. Говоря кратко, ланкастерская система строилась так.

Один учитель учит 400-500 учащихся. Естественно, одному ему никак не справиться с этой массой ребят. Поэтому учащихся делят на группы по 10 человек. Во главе каждой из числа лучших учащихся ставят старшего-монитора или декуриона. До занятий со всеми учащимися учитель сначала учит, инструктирует мониторов, чему и как должны они учить ребят своей группы. После этого в школу приходят все остальные учащиеся. Каждый монитор теперь учит свою группу. Половина учащихся занимается за столом (каждый на 10 человек). Для письма используются ящики с песком и аспидные доски. Другая половина в это время изучает материал по учебным таблицам и картинам, которые развешаны на стенах того же помещения. По команде (сигналу) учителя группы меняются местами.

Обучение строилось на механическом запоминании детьми изучаемого материала. Учащиеся получали элементарную грамоту, неплохие навыки чтения, письма и счета. Такая система больше дать и не могла.

Белль-Ланкастерская система в начале XIX в. нашла сторонников в США, во Франции, Дании и других странах. В России ею в первую очередь заинтересовались будущие декабристы, мечтавшие о всеобщей грамотности населения. Потом была создана и правительственная организация по внедрению системы взаимного обучения, но все же широкого развития она не получила и прекратила свое существование в 1850-60-е г.

В современной школе система взаимного обучения тоже используется, но в совершенно другой форме, а именно как организация коллективной учебной деятельности: учащиеся класса разбиваются на временные мелкие группы (бригады, звенья) для изучения какой-либо темы. Внутри этих групп и практикуется взаимное обучение.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше