Маннгеймская система обучения


Приветствуем Вас на нашем сайте! На этой странице нашего сайта вы найдете обширный цикл статей по теме «Лекции по педагогике». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал удобно разделен на разделы как, например, сделано у обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

бота, которая дополнялась групповыми занятиями с учителем. Воспитательная работа проводилась, помимо уроков, в специально создаваемых «домах».

Организационная сложность, крайняя индивидуализация обучения и высокая плата за учебу (школа обслуживала детей аристократов) тормозили широкое распространение Виннетки-плана.

Оригинальную систему начального обучения создал французский педагог Селестен Френе (Freinet, 1896-1966). Он разделял идеи «нового воспитания» и разработал целостную педагогическую систему. Подчеркнем, что он отказался от традиционной методики воспитания и обучения, отвергал учебники. Вместо них ввел «свободные тексты»> и карточки, для печатания которых быта создана типография. В систематизированном виде «свободные тексты» и карточки составляли содержание учебного материала конкретного ученика. Такой подход к обучению он объяснял тем, что учебники не позволяют индивидуализировать обучение. В школе каждый ученик с помощью учителя составлял индивидуальный (индивидуализированный) план-график на неделю. По нему ученик изучал материал и по объему, и по темпу приноравливаясь к своим интересам, способностям и возможностям.

Система индивидуализированного обучения С.Френе имела приверженцев как во Франции, так и в других странах. Ее недостаток состоит в том, что она «нарушает принцип систематичности знаний» (Б. Л.Вульфсон).

Небольшой обзор систем индивидуализированного обучения показывает, что большинство из них возникло как отрицание классно-урочной системы, в рамках которой трудно обеспечить учебно-воспитательную работу каждому ученику с его психическими и физическими особенностями. Обучение по рассмотренным «планам» имеет в виду необходимость и возможность приспособить к индивиду и содержание, и темпы и методы занятий. Сочетается работа индивидуальная с коллективной, самостоятельная — работой с учителем. И все же роль учителя в учебном процессе принижена. В большинстве случаев страдает система знаний. Над теоретическими знаниями берет верх практицизм.

Большинство из них к настоящему времени в прежнем виде исчерпали себя. Между тем в период перестройки школьного образования они представляют для педагогов-теоретиков и практиков несомненный интерес и особенно — методика и технология обучения.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше