Урок — основная форма обучения


Уважаемый посетитель! Находящийся на этой странице вы найдете большое собрание статей под общим заголовком «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на разделы как, например, сделано у бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

теля в учебно-воспитательном процессе. Вытеснив классно-урочную форму занятий, бригадно-лабораторный метод (форма) учебной работы стал универсальным. И постановлением ЦК ВКП(б) от 25.08.1932 г. он быт осужден. И все же то хорошее, что в нем есть, для активизации учебной деятельности в современной школе имеет продолжение, а именно рациональное сочетание индивидуальной, групповой и общеклассной работы.

План Трампа — автор Ллойд Трамп, по другой транскрипции — Трумп (J.L.Trump), профессор педагогики (США) обосновал педагогические, методические и организационные основы одной из форм учебных занятий. Новое в ней состоит в том, что органически сочетаются занятия в больших, затем в малых группах с индивидуальными. И время занятий делится соответственно на 3 части.

В большой аудитории учащиеся нескольких параллельных классов (100-150 человек) слушают лекции самых квалифицированных преподавателей или специалистов конкретной темы. При этом широко используются разные технические и электронные аудиовизуальные средства обучения. На это отводится 40% учебного дня. Затем занятия проводятся в подгруппах из 10-20 человек во главе с преподавателем или иногда — с сильным, подготовленным учеником. Здесь занятия проходят в активной форме: обсуждается лекционный материал, он дополняется, организуются дискуссии. На эту часть занятий уходит 20% общего учебного времени. И наконец - индивидуальная работа учащихся как по заданию учителя, так и по выйору самих учеников. Это занимает 40% учебного дня. Задача индивидуальной работы — содействовать развитию индивидуальности (М.Н.Скаткин).

При такой организации занятий класса как такового нет: ученики занимаются и в большой группе, и в непостоянной группе, и индивидуально. Нет и уроков в обымном понимании, а есть лекции, дискуссии, консультации.

План Трампа позволяет максимально эффективно использовать силы учителей в зависимости от их квалификации. При этом большое внимание уделяется и индивидуальной работе с учащимися. Этот план широко известен в США с конца 1970-х г. Но полностью его используют немногие школы.

Завершая краткий обзор истории форм обучения, можно определить основную линию ее развития в такой последовательности: индивидуальное обучение — индивидуально групповое — коллективно-групповые формы обучения — индиви-


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше