Избранные педагогические сочинения /под ред. А. А. Красновского


Уважаемый читатель! На этой странице нашего портала вы найдете цикл интересных статей по теме «Лекции по педагогике». Для того, чтобы Вам было удобно весь материал аккуратно разделен на страницы подобно стандартной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

РАЗДЕЛ I . ДИДАКТИКА

Лекция 1. Дидактика — отрасль педагогики

1. Общее представление о дидактике и ее становлении.

2. Предмет и задачи дидактики.

3. О категориях и понятиях дидактики.

4. Вехи развития дидактики в Советском Союзе, Беларуси и России во второй половине XX века.

1.1. Общее представление о дидактике и ее становлении

В большинстве современных пособий по педагогике общее понятие о дидактике дается весьма лаконично1. Поэтому об общих вопросах дидактики мы расскажем несколько подробнее.

Дидактика — это крупная отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Слово «дидактика» происходит от греческого didaktikos (поучающий, относящийся к обучению), didasko (изучающий).

Как термин педагогики он появляется впервые в начале XVII века (1613 г.) . Прогрессивный немецкий педагог, поборник обучения детей на родном языке Вольфганг Ратке (15711635)2 назвал свой курс лекций «дидактикой», «искусством преподавания». В том году Кристоф Хельвиг и Йохим Юнг (Германия) написали «Краткий отчет из дидактики или Искусства обучения Ратихия». Как видим, эти авторы дидактикой назвали искусство обучения. Хотя, по В. Ратке, дидактика наряду с образованием не исключала и воспитания личности. Но толкователи его идей соотнесли ее именно с обучением. В 1621 г. Элиаш Бодин опубликовал в Гамбурге книгу «Сообщение (трактат) о характере и смысле большой дидактики или Искусстве обучения» («Bericht von der Natur und vernunft massigen Didactica oder Lehr-Kunst») . Э. Бодин под дидактикой подразумевал искусство обучения. Таким образом, в Германии в первой четверти XVII века слово «дидактика» входит как самостоятельное понятие.

Их молодым современником был Я.А.Коменский (15 921670), великий чешский педагог. Он изучил труды и В. Ратке, и

 Более подробно оно изложено в Педагогике / Под ред. П. И. Пидкасистого. —М., 1995. —С. 95-115.

 Латинизированное имя — Ратихий, Ратихиус.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше