Основные признаки урока


Уважаемый посетитель! Вы находитесь на странице нашего портала вы по достоинству можете оценить обширный цикл интересных статей под общим заголовком «Лекции по педагогике». Для того, чтобы Вам было удобно весь материал разделен на части как, например, сделано у обычной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

разных публикациях дает неодинаковое определение урока. Приведем для примера 3 из них.

Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени (М.Н.Скаткин)1. Примерно те же особенности урока включает в его определение И.Ф. Харламов: «... урок является коллективной формой обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, устойчивые временные рамки занятий (45 минут), заранее составленное их расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом»2. Почти дословно это определение повторяет С.А.Пуйман3. В последнем определении некоторая детализация вряд ли уместна. Например, продолжительность урока может быть и иной; работа над одним и тем же материалом тоже необязательный признак. Или, скажем, «коллективная деятельность» на уроке едва ли определяющая особенность урока как формы обучения. Во-первык, на уроке преобладает совместная учебная деятельность школьников, которая чаще не является коллективной. Во-вторык, совместная и даже коллективная деятельность учащихся на самом же уроке перемежается с индивидуальной, самостоятельной. В приведенном определении урока эти стороны не отражены.

Кроме того, по мнению М.И.Махмутова, в подобных определениях не выражена сущность процесса обучения на уроке. И он приводит свое определение: «Урок — это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей (преподавателей) и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения»4. Это определение, конечно, точнее выражает урок как понятие, но оно громоздко. И чтобы1 добраться до сути, его приходится читать по частям.

Вниманию читателей мы предлагаем и свое определение. Урок — это форма со-деятельности постоянной группы учащихся и учителей по решению учебно-воспитательной и раз-

 Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. —М., 1971. — С. 49.

 Харламов И.Ф. Педагогика. Изд. 3-е. —М.: Юристъ, 1997. —С. 222.

 Пуйман С. А. Педагогика: Основные положения курса: Справочное пособие.— Мн.: ТетраСистемс, 1999. —С. 66-67.

 Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. —М.: Педагогика, 1985. — С. 44.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше