Урок — учебный процесс


Приветствуем Вас на нашем сайте! Находящийся на этой странице вы сможете найти обширный цикл материалов под общим заголовком «Лекции по педагогике». Для удобства чтения весь материал аккуратно разделен на части как, например, сделано у бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

урока (класс, кабинет, спортивный зал и т. п.), правила поведения на уроке и др. Такой регламент необходим и учащимся, и учителям для организации их эффективного взаимодействия и для взаимодействия учащихся между собой.

- Ведущая роль учителя: хозяин урока — учитель. Он формулирует его цель и задачи, определяет стандартное и дополнительное содержание, конструирует конкретную методику проведения урока, организует взаимодействие и сотрудничество с учащимися в учебном процессе, создает оптимальные условия для занятий, подбирает дидактические средства и оборудование, контролирует усвоение учащимися учебного материала.

Указанные признаки присущи именно уроку как форме обучения.

2.3.3. Психологические основы урока

Перейдем к изложению психологических основ урока.

Процесс обучения — это явление как педагогическое, так и психологическое. Следовательно, и его форма тесно связана с психологией. Начнем с задачи урока. Здесь возникает по меньшей мере 4 вопроса: кого учить? Для чего учить? Чему учить? Как учить? В поиске ответов на них мы неизбежно придем к психологии. Прежде всего, учителю придется изучить психолого-педагогическую характеристику каждого ученика и класса в целом. Эти сведения будет он иметь путем психологического диагностирования. В частности, установить тип темперамента, учебные способности, волевые черты учащихся. Второй вопрос — цель — в психологическом плане имеет в виду выявление теоретической и особенно практической пользы1 и необходимости учения, вероятной востребованности знаний и умений, которым предстоит обучать школьников. Ответ на третий вопрос задает конечно учебная программа. А учителю предстоит установить, в какой мере доступен для учащихся данного класса тот или иной учебный материал, находится ли он, по Л. Выготскому, в зоне актуального или ближайшего развития, выиснить вопросы преемственности знаний. И уж вполне психологическим будет ответ на последний вопрос: как учить? Как учить, чтобы конкретная методика развивала психические процессы и воспитывала школьника, т.е. формировала его как личность.

При проведении занятий преподаватель столкнется с проблемой внимания. Очень кстати вспомнить мысль К.Д. Ушинского о внимании в учебном процессе: «Внимание — единственные ворота, через которые сознательное знание, одно толь-


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше