Повторение, его роль в учебном процессе


Уважаемый посетитель! На текущей странице нашего сайта вы найдете обширный цикл статей под общим заголовком «Лекции по педагогике». Для удобства чтения весь материал разделен на разделы как, например, сделано у обычной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Учителю важно знать и помнить о процессах и видах памяти; говоря точнее, организовать учебный процесс, опираясь на их особенные стороны. Известно, в частности, что память имеет процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Лучше запоминается и лучше воспроизводится учебный материал, вызвавший удивление. Дольше сохраняется в памяти информация, полученная не в готовом виде, а добытая учеником упорным трудом, доставившая радость «открытия». Не забыюается выученный материал, востребованный в разных ситуациях, будь то решение задач, выполнение упражнений, написание сочинений, различные практические занятия и дела, контрольные работы и разные другие жизненные ситуации. Для предупреждения забывания используют повторение в разных вариантах.

Теперь напомним о видах памяти: механической, смысловой (рассудочной) и мнемонической (искусственной). В педагогической литературе обымно делается упор на развитие смысловой памяти и выражается критическое отношение к механической. Но это опять же рассуждение одностороннее и потому ошибочное. Ведь элементарно понятно, что механическая память накапливает первоначальным материал для рассудочной. Кроме того, в процессе учения очень много приходится запоминать механически; в частности, так набирается запас иноязычных слов; приходится механически запоминать номенклатуру географических и исторических названий, имена ученых, изобретателей, писателей, исторических деятелей, научную символику, например, обозначения химических элементов, звездных систем, символики в математике, логике, кибернетике, в правилах дорожного движения и т. д. Да и в быту мы механически запоминаем имена и фамилии своих товарищей по студенческой группе, в классе, спортивной команде, трудовой бригаде, в творческом коллективе и т.д. Не нужно противопоставлять смысловую память механической, потому что без последней нет и первой. И, следовательно, учитель заранее предусматривает, какой учебный материал будет дан с расчетом на механическую память (иначе не получится), а какой — путем смыслового запоминания, например, выводы формул (по математике, физике, химии, генетике), последовательность исторических событий, выводы из опытов и наблюдений по биологии, языкам и др. Причем он заранее не допустит перегрузки количеством механического запоминания. Известно, что у человека возможность механического запоминания в один прием ограничена.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше