Мышление и связь с учебным процессом


Приветствуем Вас на нашем сайте! Находящийся на этой странице вы найдете большой сборник интересных статей на тему «Лекции по педагогике». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал удобно разделен на части как, например, сделано у бумажной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Несколько слов скажем о возможностях мнемонической (искусственной) памяти в обучении. Они, конечно, есть но весьма ограничены. В дореволюционной школе гимназисты так заучивали сложившиеся правила правописания по языкам и многочисленные исключения из них, некоторые формулы. Так, классический пример запоминания последовательности цветов при преломлении (точнее — рефракции) света: каждый охотник желает знать, где сидит филин (вариант: фазан) . С первых букв каждого слова начинается название цвета в той же последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовым. Любой турист знает, что фазу Луны (она новая или старая) можно определить по концам лунного серпа. Если она концами напоминает букву С , что означает «сумму», то фаза идет к старению. И, наоборот: если концы лунного серпа направлены в обратную сторону и к ним приставить «палочку», то получится буква «Р» — «разность», значит, это фаза новолуния. Туристу это важно знать, например, для ориентировки на местности, предсказания погоды, определения времени суток. Годы жизни М.Ю.Лермонтова тоже нетрудно запомнить: 1814-1841, т.е. последние 2 цифры поменяны местами. Подобных примеров запоминания полезной информации искусственным путем немало. И все же мнемотехника не может быть опорой для развития памяти в учебном процессе.

В связи с обучением необходимо сказать и о повторении. В педагогической литературе можно встретить полярные взгляды: от признания необходимости до оценки его вредным для учения. В таких случаях, как обыыно, истина находится посредине. Повторение полезно и необходимо как способ предупреждения забывания. Известно, что процесс забывания идет интенсивнее вскоре после запоминания. Со временем он замедляется и на какой-то стадии стабилизируется (примерно, на 30% от первоначально запомненного объема материала) . И чтобы усвоенный материал не стерся из памяти (не «улетучился»), следует его повторять. Повторение необходимо также для выработки навыков через тренировку. Но при этом один непременный совет: повторение надо варьировать. Предположим, надо выработать навык чтения. Один учитель предлагает 7-10 раз прочитать соответствующий столбик слов из букваря. После 3-го раза ученикам такое задание выполнять уже не хочется: они столбики повторно не читают. Другой учитель то же задание варьирует так: первым раз прочитать столбик слов целиком, 2-й раз из столбика выбрать слова, обозначающие названия овощей; 3-


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше