Мотивация учебной деятельности


Приветствуем Вас на нашем сайте! На данной странице вы увидите большое собрание интересных статей по теме «Лекции по педагогике». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал разделен на части подобно обычной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

й раз — названия птиц; 4-й раз — найти слова с такой-то буквой и т. д. Дети не подозревают, что идет упражнение в чтении путем вариативного повторения одного и того же столбика слов с задачей выработать соответствующие навыки не только в чтении, но и в произношении слов, в интонации, в анализе (процесс мышления).

Учителю в учебном процессе следует опираться на разные свойства и виды памяти.

Обратимся к воображению и ее продукту — фантазии. Его механизм состоит в создании новых, несуществующих образов на основе имеющихся. Оно присуще только человеку. И роль фантазии в его жизни трудно переоценить в любом виде деятельности, особенно — в художественной, конструкторской, научной, познавательной, разновидностью которой является учебная. Различают воображение непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) , а также воссоздающее и творческое. В учебном процессе учитель предпочитает активное воображение учащихся практически по любому учебному предмету и по самым разным темам. Так, ни один художественный текст — будь то роман, повесть или несколько строчек в букваре — не обойдется без воссоздающей фантазии. То же можно сказать о воссоздании исторических событий седой старины и недавнего прошлого по архивным документам и мемуарам. Роль воображения неоценима также на уроках биологии, математики, физики, химии: представить строение атома и Вселенной, механизм наследственности и понятие теории относительности, поверхность Земли по картам и химическую реакцию по формулам и т. п. — и так на каждом уроке учитель опирается на воображение учащихся. И разумеется, уроки изобразительного искусства, музыки, труда без творческого воображения и фантазии вообще невозможны. Вызвать у учащихся новые живые образы на основе имеющихся в процессе учения — трудная, но существенная задача учителя.

Теперь перейдем к мышлению в связи с учебным процессом. Естественно, и восприятие, и память, и воображение непосредственно связаны с мышлением. Проблемное, а также развивающее обучение, с одной стороны, опираются на интенсивные мыслительные процессы, а с другой — формируют и совершенствуют культуру мышления. Она предполагает способность человека делать умозаключения по законам и правилам логики, опираться в своих суждениях на объективные факты, доводы. Имеется в виду также гибкость ума: человек способен менять


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше