Типы уроков, "модель цикла"


Уважаемый посетитель! Вы находитесь на странице нашего проекта вы найдете цикл материалов под общим заголовком «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь предоставленный на сайте материал разделен на части как, например, сделано у бумажной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

ция и поддержание внимания учащихся, организация восприятия и процессов памяти, развертывание познавательной деятельности (мышления, воображения), воспитание коммуникативной культуры, развитие умений и навыков познавательной деятель ности, поддержание и развитие общественно ценных мотивов учебной деятельности у учащихся.

2.3.4. Типы и структура уроков

Уже знаем, что урок — лишь одна из форм обучения. Одна, но универсальная, потому что успешно выполняет ряд дидактических задач, используется во всех классах школы, по разным учебным предметам, имеет вариативную структуру. Потому урок и остается основной, хотя и не единственной формой обучения. Но этот универсализм в свою очередь порождает широкую гамму построения уроков. И в этом многообразии есть типы (от греч. tipos -отпечаток, форма, образец) уроков. Тип в данном случае это группа уроков, имеющих сходные особенности по некоторым признакам. В частности, уроки одного типа имеют одинаковую (почти) структуру, организацию и т.д. Знание типов позволяет выбрать и построить оптимальную методику учебнык занятий.

Деление уроков на типы, иначе — классификация проводится по каким-либо основаниям, признакам. Как и в других случаях, у дидактов нет общего подхода к определению логического основания классификации и, как следствие — типы разные по основанию. Это, в частности, содержание, дидактические цели, методы и способы проведения занятий (И.Н.Казанецев, 1982), составные части урока (С.В.Иванов, 1952), основная цель урока и его место в системе уроков (М.А.Данилов, Б.П.Есипов, 1957; Н.А.Сорокин, 1974; С.А.Пуйман, 1999), виды учебных ситуаций (А. А. Бударным, 1975), цель организации занятий (М.И.Махмутов, 1985), дидактические цели и звенья процесса обучения (И.М.Чередов, 1988), дидактическая цель обучения (И.Ф.Харламов, Ю.А.Конаржевский, 1999). Варианты можно продолжить, но и названных достаточно, чтобы убедиться в том, что на протяжении десятилетий урок и его типы интересовали исследователей в плане его совершенствования. Хотя единого мнения пока нет, но в формулировке типов — а их только у названных авторов насчитывается от 5 до 9 — определились и общие подходы. По сути, дидактическая цель, правда, с последующими уточнениями, признается как признак


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше