И. Г. Песталсици


Уважаемый читатель! На текущей странице нашего проекта вы сможете найти широкий сборник статей под общим заголовком «Лекции по педагогике». Для того, чтобы Вам было удобно весь материал разделен на страницы как, например, сделано у стандартной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Э.Бодина, и других педагогов, философов, многое из их учения воспринял, от чего-то отказался, все это осмыслил, критически переработал, очень многое расширил, обновил и создал свою стройную педагогическую теорию, в которой теории обучения — дидактике в современном понимании — отведено достойное место, и представил ее как систему научных знаний. Сначала «Великую дидактику» он подготовил на чешском языке. В 1657 г. она была в более полном варианте издана на латыни и стала достоянием всего ученого мира. Ее полное название весьма длинное, и оно, как формула, отражает сердцевину педагогической концепции крупного мыслителя. Оно в сокращенном виде звучит так: «Великая дидактика, содержащая универсальную теорию учить всех всему, . . . что нужно настоящей и будущей жизни кратко, приятно, основательно, где указывается легкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике»1.

Уточним, что великий чешский педагог «дидактику» толковал широко и не ограничивал ее только теорией обучения. Сюда он включил и вопросы школоведения и воспитания детей в семье, вопросы о самом учителе, и методы нравственного воспитания, насаждения благочестия, вопросы школьной дисциплины. Отсюда видно, что Я.А.Коменский под «дидактикой» подразумевал «педагогику» в обширном смысле. Между тем не подлежит сомнению, что он «Великой дидактикой» и другими своими трудами («Мир чувственных вещей в картинках», «Материнская школа», «Пансофическая школа», «Об изгнании из школ косности» и др.) возвел дидактику на уровень науки своего времени. Уместно отметить, что многие идеи и отдельные высказывания по вопросам учения и обучения можно найти в разбросанном виде в трудах Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки и других мыслителей античности, которые Я. А. Коменский превосходно знал. По оценке Д.О.Лордкипанидзе, «римского мыслителя I в. Квинтилиана можно в определенном смысле считать величайшим дидактом своей эпохи»2. В числе представителей новой дидактики — современников Я. А. Коменского (XVII в.), кроме названных В. Ратке и Э.Бодина, были Лубин, Гельвиг, Риттер, Андреэ и др. Все они поднимали важнейшие, но частные вопросы дидактики, например, по методике обучения грамоте, обучения на родном языке, содержания

 Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения /Под ред.А.А. Красновского. —М.: Учпедгиз, 1955. —С. 161.

 Лордкипанидзе Д. О. Ян Амос Коменский. Изд. 2-е. — М.: Педагогика, 1970. -С. 213.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше