Три пути учебы инструментального характера


Приветствуем Вас на нашем сайте! На этой странице нашего проекта вы найдете обширный цикл интересных статей под общим заголовком «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь материал удобно разделен на части подобно бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

классификации уроков. Во избежание терминологической путаницы надо сказать, что каждый тип урока представлен несколькими видами, так что видов уроков больше, чем типов.

Прежде чем хотя бы перечислить типы уроков, еще обратимся к суждению известного польского дидакта В. Оконя по этому вопросу. Уточним: он оперирует понятиями «вид», «модель», но не «тип». Причем, урок он рассматривает не в отдельно взятом, изолированном виде, а как часть цикла уроков. Следовательно, отдельно взятый урок именно в составе с другими участвует в решении задачи всего цикла. Отсюда у него появляется понятие «модель цикла». Дидактически ценной являются разные модели, заявляет В.Оконь. За основу же своей модели он «принимает гармоническое сочетание четырех категорий обучения»1.

В.Оконь говорит о формулах «обучения-учебы1». Путь в соответствии с принятой формулой — это стратегия. Их четыре. «Они составляют основу структуры урока» и представляют часть более общих путей дидактики.

Первый путь (т.е. стратегия) — «усвоение знаний учащимися в их готовом виде». Это — дидактика XIX века, с небольшими изменениями перешедшая и в XX век.

Психолого-педагогическая основа данного стратегического пути образования представляет необратимую последовательность следующих действий:

- «соприкосновение учащегося с новыми знаниями;

- сопоставление их с ранее полученными знаниями;

- упорядочение новых знаний;

- применение знаний в новой обстановке».

Второй стратегический путь — самостоятельное овладение учащимися «новыми знаниями путем выполнения заданий». Он «способствует развитию мышления учащихся в ходе решения проблем» (В.Оконь) . Этот путь предполагает

- «создание для учащихся проблемной ситуации, формулирование им вытекающих из нее вопросов;

- подбор ответов на эти вопросы на основе самостоятельных поисков;

- проверка этих ответов на основе теоретических знаний и практических навыков;

- упорядочение знаний и соответствующее их закрепление;

- применение знаний в новой ситуации».

Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с польского.— М. : Высшая школа, 1990. —С. 334-338.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше