Суждения в. Оконя о стратегиях обучения


Приветствуем Вас на нашем сайте! На этой странице вы увидите большой сборник интересных статей по теме «Лекции по педагогике». Для удобства чтения весь представленный материал удобно разделен на части как, например, сделано у обычной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Эта стратегия дает ученику больше свободы действий, возрастает уровень «самостоятельности учащихся в формулировании и решении проблем и проверке решений».

Третий стратегический путь — это «обучение методам воздействия на действительность», путь, развивающий оперативную деятельность учащихся, вырабатывающий умение действовать. Он включает:

- познание цели деятельности, а также правил, которые предполагается применить в данном действии;

- построение модели действия;

- показ образцов выполненного действия;

- проверка попыток учащихся;

- упражнения в безошибочном выполнении всего комплекса действий».

В.Оконь отмечает, что по такой стратегии рамки свободы суживаются. Он напоминает о двух фазах деятельности: ориентации (теоретическая) и оперативной. Оперативная фаза есть практика в узком значении, т. е. «единство общественноисторической деятельности людей». В результате люди преобразуют окружающий мир: и социальную среду («общественную действительность»), и природу, приспосабливают этот мир к своим потребностям. А вместе с тем люди «одновременно преобразуют самих себя». Как видим, польский педагог переносит на анализ дидактических процессов мысль (идею) К.Маркса о преобразующей роли общественной практики, направленной на внешнюю природную и социальную среду и воздействующей на самого человека. В.Оконь справедливо отмечает, что оперативная фаза (т.е. практика) в учебном процессе формирует у учащихся умения и навыки практического действия как внешнего, так и внутреннего плана («действия интеллектуального характера»), например, навыки грамотного письма, овладение иностранным языком, решение математических задач и т. п.

Эти «три пути учебы инструментального характера» ни каждый в отдельности, ни вместе взятые не исчерпывают всю «дидактическую деятельность учителей и учеников», считает В. Оконь . И он выщвигает еще один.

Четвертый путь учебы (стратегия) «формирует чувства и поведение молодежи». Он «связан с эмоциональными процессами в ходе учебы». В этом случае педагогически осмысленно (иногда интуитивно) выделяются моральные, общественные, политические, религиозные ценности, чтобы «учащиеся вырабатывали к ним собственное отношение» и создавали свою си-


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше