Актуализация прежних знаний учащихся


Приветствуем, уважаемый посетитель! Вы находитесь на странице нашего сайта вы найдете большой сборник материалов под общим заголовком «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на разделы как, например, сделано у стандартной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Структуру комбинированного урока мы дадим подробнее, так как его этапы и элементы наличествуют и в уроках других типов.

1. Организация начала урока. В педагогической литературе сплошь и рядом этот этап называют «организационным моментом». Такое название мы признаем неудачным по двум причинам. Во-первык, организация урока в «момент» не укладывается, а длится гораздо дольше. Во-вторык, в данном случае речь идет именно о начале урока. Но ведь организуется не только начало, как это получается, если это называть «моментом». Организация относится ко всем другим этапам урока: и к изучению нового материала и ко всем остальным. И специально подчеркнем: организованным должен быть и конец урока. К сожалению, в школах нередки случаи, когда урок заканчивается сумбурно или чересчур жестко «заорганизованно»: раздается звонок на перемену, школьники вскакивают с мест, а учитель настойчиво требует их сесть на места, пока он их не отпустит. «Звонок не для вас, а для учителя!» — заявляет он. Такой конец урока организованным не назовешь. Звонок, конечно же, традиционным сигнал на перемену. И для ребят необходимо время для небольшой передышки и разрядки. Кроме того, он выполняет роль сигнала условного рефлекса, вызывающего торможение высшей нервной деятельности. И если школьники и останутся сидеть за партой, то после звонка они автоматически, рефлекторно заторможены к продолжению занятия. Поэтому детей на перемену нельзя задерживать, а надо отправлять точно со звонком.

Итак, первым этап комбинированного урока — организация его начала. Она дает старт к последующему занятию либо к напряженному, либо разболтанному. Учитель, входя в класс, с первой минуты своей походкой — пружинистой, легкой или, напротив — вялой, расслабленной — уже дает «сигнал» о своем настроении. Внешний вид — одежда, прическа — придают настроение ученикам. О мимике, внешнем выражении лица, говорят, что это зеркало души человека. И это действительно так. Улыбчивым вид, веселым взгляд или, напротив, хмурое и сердитое лицо, «колючие глаза», тон и тембр голоса при приветствии задают школьникам соответствующее настроение: благожелательное, настороженное или даже угнетенное. Очень может быть, что потом весь урок в таком духе и пройдет. И отношение ребят к данному уроку, к занятию будет либо благожелательное, либо безразличное или даже негативное. Разумеется, с первого момента учитель постарается установить у учащихся класса благоприятным деловой настрой. Он опреде-


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше