Нетрадиционные уроки


Приветствуем, уважаемый посетитель! Находящийся на этой странице нашего сайта вы сможете отыскать обширный цикл интересных статей под общим заголовком «Лекции по педагогике». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал разделен на части подобно бумажной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

ражнений, комментированного письма, решения задач. Тут же проверяется осознанность (осмысленность) выученного материала, умение применять его на практике. Процесс усвоения нового материала проходит активно: учащиеся дополняют ответ товарища, задают вопросы, организуется само- и взаимоконтроль. Используются и другие приемы активизации учащихся. После уроков преподаватель ставит поурочный балл, учитывающий меру активности учащихся.

Объединенный тип урока имеет место по большинству учебнык предметов во всех классах общеобразовательной школы.

В связи с классификацией уроков мы подробно рассмотрели позицию В.Оконя. Ее он проводит на основе стратегии обучения — учебы и рассматривает четыре главных «вида» (а не типа) уроков. Это соответственно «информирующий», «проблемным», «оперативным» (формируются умения и навыки) и «наглядным» уроки. Уроки последнего вида предполагают изучение искусства и его произведений, которое влияет на глубокие эмоциональные переживания и творческую активность учащихся1. То, что В. Оконь называет «видом урока», отечественные педагоги называют «типом». О соотношении типов и видов уроков мы подробнее расскажем чуть позже в этой же лекции.

Таковы основные типы уроков, определяемых исходя из общедидактических задач и стратегии обучения. Напомним еще раз, что они реализуются в системе. Хотя каждый тип урока представляет относительно завершенную и сложную единицу процесса обучения, но он находится во взаимодействии с другими, потому что решает специфическую дидактическую задачу. В 1990-е г. в педагогическую литературу пришел и утвердился термин «блок уроков». Но, на наш взгляд, он не равноценен и не лучше термина и понятия «система уроков». Понятие системы означает определенное целостное образование множества закономерно связанных друг с другом элементов. Такое вполне наблюдается в системе уроков. Блок же этого взаимодействия частей может не иметь, а число элементов в блоке строго не определено. Потому мы предпочитаем термин и понятие «система уроков».

Кроме типов, дидакты говорят также о видах уроков. Этот вопрос подробно рассмотрел М. И. Махмутов2. Уроки на виды он делит по характеру деятельности учителей и учащихся или по

 Оконь В. Ввведение в общую дидактику / Пер. с польского. —М. : Высшая школа, 1990. — С. 338-343.

 Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. — М. : Педагогика, 1985. —С. 76-78.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше