Урок-игра


Приветствуем Вас на нашем сайте! На этой странице вы по достоинству можете оценить большое собрание статей по теме «Лекции по педагогике». Для того, чтобы Вам было удобно весь предоставленный на сайте материал разделен на страницы подобно обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

способам реализации методов обучения. В частности, по М.И.Махмутову, в такой тип урока, как изучение нового материала входят следующие виды: урок-лекция, урок-беседа, киноурок, урок самостоятельных работ (исследовательского типа), смешанный. Контрольным урок (по типу) имеет виды: устный опрос (фронтальный, групповой, индивидуальный), письменный опрос, зачет, зачетная лабораторная работа, контрольная (самостоятельная) работа, смешанным (комбинированным) урок. М.И.Махмутов к числу других видов относит также уроки-экскурсии, семинары, уроки-практические работы. И этот перечень видов он не считает исчерпанным, отмечает недостаточную разработанность этого вопроса. Это его последнее суждение вполне верно. В частности, некоторые перечисленные им виды уроков можно отнести к другим самостоятельным формам, а не к уроку, хотя в любом случае решаются дидактические задачи.

Деление уроков на типы и виды имеет бесспорный смысл для успешной их организации, построения оптимальной методики учебных занятий и повышения эффективности обучения.

2.3.5. Нетрадиционные уроки

Рассмотренные типы и виды уроков складывались постепенно, десятилетиями. Во второй половине XX века они стали преобладающими и традиционными, т.е. устоявшимися и передавались из десятилетия в десятилетие. Наряду с термином «традиционный урок» в педагогической литературе, а также в некоторых официальных руководящих документах существует и другой термин: «стандартный урок». Последний термин, по нашему мнению, не удачен и вот почему.

Еще в начале XIX в. немецкий педагог И.Ф. Гербарт в своей книге «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» (1806 г.) предложил четыре элемента обучения: ясность, систему, ассоциацию и метод1. Иначе они называются формальными ступенями обучения. По мнению И.Ф. Гербарта, процесс обучения, урок всегда имеет четыре последовательных стадии. Педагоги их называют формальными ступенями обучения. И все обучение строится строго в той последовательности. Идея о формальных ступенях обучения получила признание и распространение во многих странах и более ста лет была схемой, свое-

Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. Т.1. — М. : Учпедгиз, 1940. — С. 182-186.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше