Урок-праздник


Приветствуем, уважаемый посетитель! На этой странице вы увидите обширный цикл статей по теме «Лекции по педагогике». Для того, чтобы Вам было удобно весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на страницы как, например, сделано у обычной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

го рода «рецептом» в учебных действиях учителя. Отход от этой формальной схемы считался отступлением от научной дидактики. И эту схему формальных ступеней обучения можно называть стандартной формой и, в частности, стандартным уроком, хотя официально такого термина не было. От этого «стандарта» резко отошли в школах в начале XX в. под решительным напором многочисленных педагогов-реформаторов (А. Лай, Э.Мейман, М.Монтессори, Е. Паркхерст, Д.Дьюди, позднее — П.Петерсен, У.Уошберн, И. Зикингер, Л. Трамп и др.), о чем мы уже рассказывали. Советская школа в 1920-х г. вообще стала отвергать урок и, следовательно, и «стандарт», по И.Ф.Гербарту. Но с восстановлением урока и признанием его основной формой организации обучения (с 1932 г. и позже) в практике советской школы складываются относительно устойчивые структуры уроков разных типов. К 1950-му г. они становятся традиционными. В последующем, особенно с введение нового закона о системе образования (1959-60 г.) в стране начались поиски путей совершенствования урока. По крайней мере стали говорить и о «творческом подходе» к ведению уроков, и необходимости не превращать структуру уроков в некий шаблон, хотя урок традиционно сохранялся.

В конце XX в. в школах России, а позднее и Беларуси, стали официально вводить «стандарт образовательного уровня». Но это совершенно иное понятие, чем «стандартный урок». Стандарт образования означает тот обязательным минимум содержания образования, которым должен овладеть каждый ученик соответствующего класса. Эти соображения подтверждают наше утверждение о том, что термин «стандартным урок» не удачен и точнее следует говорить о «традиционном уроке». Итак, в школе есть уроки традиционные, которых преобладающее большинство, и нетрадиционные, значительно отличающиеся от первых своей структурой, организацией учебной деятельности и ролью участников этой деятельности. Последние непохожи на традиционные и внешней стороной. Практике известны многие виды нетрадиционных уроков; в их числе — урок-игра, урок-праздник, урок-диспут, урок-суд, урок-драматизация, урок-путешествие, урок-конкурс, КВН по предмету, интегрированные уроки и др. О них коротко расскажем.

Урок-игра больше подходит для младших подростковых классов. Его проводят, например, языковеды при изучении грамматики языка, некоторых правил правописания, путем инсценировок разыгрывают слова и выражения почти одинаковые,


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше