Урок-диспут


Уважаемый посетитель! На этой странице нашего сайта вы по достоинству можете оценить большое собрание материалов на тему «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь предоставленный на сайте материал удобно разделен на страницы как, например, сделано у бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

но с разным смыслом (предать-придать, порог-порок-порох и т.п.), слова-синонимы (путь, дорога; конь, лошадь и т.д.). Составляют и решают занимательные задачи, задачи-ловушки (на сообразительность) . Проводятся также литературные уроки-игры.

Урок-праздник. Их чаще других предметов практикуют по литературе и обычно посвящают жизни и творчеству писателя, поэта, драматурга. Чтобы состоялся такой праздник, нужно настроить учащихся класса, провести большую подготовку к нему. Сам урок-праздник по содержанию объединяет знания учащихся, полученные на предыдущих уроках и во внеурочное время. Сама подготовка также обогащает знания о писателе, развивает их творческие способности. Помещение для урока-праздника оформляется соответственно теме.

Традиционно программа урока-праздника такова: краткая информация об интересных материалах из жизни писателя, таких, о которых на уроках еще не говорилось; чтение воспоминаний современников писателя; инсценировки фрагментов из произведений; чтение стихов; демонстрация картин (репродукций) по мотивам литературного творчества писателя; прослушивание, а также исполнение музыкальных произведений на темы его творчества; конкурс чтецов стихотворений поэта, сочинений учащихся о писателе, художественных иллюстраций на темы писателя. Организуются литературные игры (конкурсы, викторины) по теме урока. Урок-праздник длится 1,5-2 часа и завершается подведением итогов. Подобные уроки проводятся нечасто: 1 раз в полугодие. Подготовка к нему отнимает много времени, но зато окупается обогащением знаний учащихся, развитием их эмоционально-чувственного, а не только интеллектуального восприятия учебного материала.

Урок-диспут. Он уместен в старших классах, если обнаружится большой интерес учащихся к теме обымного урока, например, по литературе, истории, по предмету «Человек и мир» и другим, а также возникнут разные, в том числе противоположные взгляды на предмет разговора. Если учащиеся поддержат идею урока-диспута, то надо подготовить серию вопросов для обсуждения. Формулировка вопросов не должна наталкивать к какому-то заранее заданному выводу, а должна быть проблемной. Темами уроков-диспутов могут быть, например, по истории: «Роль личности в истории»; Национальные особенности развития народа в интернациональном мире; Космополитизм: за и против и т. п. По литературе — тема лишнего человека, эмансипация женщин — за и против и др.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше