Методика и технология обучения


Приветствуем, уважаемый посетитель! На текущей странице нашего проекта вы сможете отыскать большое собрание интересных статей по теме «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь предоставленный на сайте материал разделен на части как, например, сделано у бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

группа «воспитательных требований»1. И все же многое и сейчас представляет интерес.

Н.М. Яковлев и А.М. Сохор за основу требований к уроку берут «технологический процесс» и сводят их к II «требованиям» разного плана (1985 г.)2. Они несомненно привлекают внимание современного педагога-практика.

«Любая форма учебной работы, — пишет И.М.Чередов, — конструируется на основе общепедагогических и дидактических закономерностей и принципов» (1987 г.)3. Нужно уточнить: конструируется через посредство содержания, а не прямо из закономерностей, потому что современный урок призван эффективно выразить его содержание. А такое возможно тогда, когда форма обучения, в частности, урок, оптимальна в конкретной ситуации. Этот вопрос подробно рассмотрел И.М. Чередов (см. там же, 1987, с. 131-139).

Исходной основой при конструировании и анализе эффективного урока Ю.А. Конаржевский считает системный подход в соответствии с триединой целью: познавательной, воспитательной и развивающей (1999 г. )4.

Хотя позиции названный авторов по группам «требований» к уроку не совпадают, но они по сути говорят об общем содержании .

Мы полагаем, что признаки современного урока («требования к уроку») вытекают из соотношения «цель-результат» учебной деятельности. Оно, по сути, включает весь механизмучебного процесса: взаимодействие учителя и ученика, методику и технологию обучения, дидактические средства и оборудование. К тому же на результат учебных занятий влияют внутренние и внешние условия, конкретная социально-психологическая атмосфера (внутренний фактор) и внешние условия (освещенность, благоприятная температура, чистота воздуха, отсутствие шумов, удобная мебель); состояние здоровья и самочувствие учащихся. Поэтому перечисление признаков современного (синоним: совершенного) урока — задача объемистая, и здесь нам придется также идти по пути их группировки.

 Онищук В.А. Урок в современной школе.— М. : Просвещение, 1981. — С. 84-93.

 Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. — М. : Просвещение, 1985. — С. 30-43.

 Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. — М.: Педагогика, 1987. — С. 132.

 Конаржевский Ю.А. Анализ урока.— М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. — С. 231-260.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше