Предмет и задачи дидактики


Уважаемый посетитель! На этой странице нашего сайта вы сможете найти большое собрание статей на тему «Лекции по педагогике». Для того, чтобы Вам было удобно весь материал удобно разделен на части как, например, сделано у бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Большой вклад в теорию и практику обучения и образования внес крупный американский ученый-философ, педагог Джон Дьюи (1859-1952) . Он разработал идею развития у учащихся интеллектуальных способностей через практическую деятельность.

В развитие дидактики определенный вклад внесли многие зарубежные педагоги XX столетия: Б.Блум (1913, США) , разработавший таксономию целей в познавательной области; Д.Брунер (1915, США) — труды в области процесса обучения; Н.Беннет (Великобритания) — характеристика стилей преподавания; Ч.Куписевич (1924, Польша) — проблемное обучение, программированное обучение, педагогическое управление самообразованием, технология образования, история дидактики; В.Оконь (1914, Польша) — проблемное обучение, общая дидактика; С.френе (1896-1966, Франция) — идея приспособления школы к ребенку, которое активизирует его жизненную энергию, ребенок имеет свободу выбора направления знаний. Можно бы назвать таких же видных и других педагогов, которые внесли вклад в развитие дидактики.

К числу видных педагогов-дидактов России XIX и XX века безусловно относятся К.Д.Ушинский (1823-1870), Н.А.Корф (1834-1883), Н.Ф.Бунаков (1837-1904), К.Ф.Каптерев (1849-1922), В.П.Вахтеров (1853-1924) и др. Известные дидакты советского времени — это Ш.И.Ганелин (1894-1974), Д.О.Лордкипанидзе (1905), Б.П.Есипов (1894-1967), М.А.Данилов (1899-1973), М.Н.Скаткин (1900-1991), И.Я.Лернер (1917-1996), Ю.К.Бабанский (1927-1987), М.И.Махмутов (1926) и многие другие. Все они, а также неназванные дидакты внесли лепту в развитие теории обучения. В последние годы появились имена новых дидактов, продолжающих исследования общей и частных дидактик.

Подведем итог сказанному. «Дидактика» как термин и понятие педагогики имеет такой последовательный путь становления:

а) само слово «didaktikos» — греческое, взято из античности;

б) в XVII в. «дидактика» используется уже как термин в широком общепедагогическом смысле (В. Ратке, Э. Бодин, Я. Коменский) . Первоначально «дидактика» относилась к практике обучения, но теории не было;

в) «дидактика» в XVIII в. становится теорией образования.

В XX в. в США, а потом в Германии (1960-е г.) от дидактики обособляется отдельная дисциплина «куррикулум» (curriculum Д.Брунер, С.Д.Робинсон). Она разрабатывает содержание образования. В отечественной (советской, белорусской,


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше