Для чего учить?


Уважаемый читатель! На текущей странице нашего портала вы сможете отыскать большой сборник интересных статей на тему «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь предоставленный на сайте материал удобно разделен на страницы подобно бумажной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

российской) науке теоретические проблемы содержания образования традиционно составляют часть дидактики и в «куррикулум» не выделяются.

1.2. Предмет и задачи дидактики

Всякая наука имеет объект и предмет исследования. Дидактика как отрасль педагогики имеет образование и обучение как объект. Но они же являются объектом изучения ряда наук: психологии (педагогической), логики, кибернетики (например, алгоритмизации, программированного обучения и др.), методик частных учебных предметов. Притом разных исследователей интересуют проблемы своей науки, у них есть свой предмет. Предметом дидактики, как считают ученые педагоги, выступают «обучение как средство образования» (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин)1, «связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство» (В.В.Краевский)2, условия, необходимые для протекания процесса преподавания-учения, а также результаты процесса преподавания (Ч.Куписевич)3; «сознательная дидактическая деятельность, выражающаяся в процессе обучения, в их содержании, ходе, методах, средствах и организации, подчиненная поставленным целям» (В.Оконь)4. Короче говоря: «всякая сознательная дидактическая деятельность» это предмет дидактики.

Дидактика является одновременно и теоретической, и нормативно-прикладной наукой. Нормативно-прикладная функция заключается в том, что на основе своих законов и закономерностей дидактика устанавливает принципы обучения, оценивает содержание образования, дает рекомендации о применении соответствующих форм, методов, средств и организации обучения.

Теми же вопросами, что и дидактика, занимаются методики преподавания частных учебных дисциплин, но в пределах одного конкретного учебного предмета (математики, истории, биологии и т.д.). Их потому и называют частной дидактикой.

Общая дидактика решает ряд задач.

 Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1.— М.: БРЭ, 1993.— С. 265.

 Дидактика средней школы/Под ред. М.Н.Скаткина. Изд. 2-е. —М. : Просвещение, 1982.— С.7-15.

 Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польского. — М. : Высшая школа, 1986. —С. 19.

 Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с польского.— М. : Высшая школа, 1990. —С. 10.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше