Учебный процесс - цель, содержание, формы, методы


Уважаемый читатель! На данной странице нашего проекта вы сможете отыскать цикл материалов на тему «Лекции по педагогике». Для того, чтобы Вам было удобно весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на страницы подобно обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Схема 1

Связь методов обучения с методами философии и других наук

Методы общефилософские

— Диалектика или

Деятельностные, в том числе —

методы

познания

— метафизика;

Методы

Методы обучения

— гностические или

научного

Методы учителя

Методы ученика

— агностика и др.

исследования

( обучения)

(учения)

Метод в философии в самом общем смысле — это «способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность»1. Но метод выступает и как средство познания; именно с его помощью получают новые знания. И вот в этой функции метод как понятие дидактики выступает как частный случай познавательной деятельности, говоря точнее — гносеологии (теории познания) .

Исследователь С.П.Баранов отмечает ряд гносеологических компонентов о методах обучения. С их помощью учитель управляет познавательной деятельностью учащихся, формирует ее структуру. Методы влияют на тенденции возникновения и разрешения противоречий как движущей силы в познавательном процессе обучающихся. Они формируют обобщенное представление о мире, а также мотивы к его познанию.

На основе гносеологической природы обучения, считает С. П. Баранов, выделяются три группы методов: «методы изучения оригинала; методы изучения моделей; методы изучения связи моделей с оригиналом»2. Эта идея исследователя дидактики о соотношении гносеологии и методики обучения вполне продуктивна и спустя двадцать лет после того, как она была высказана.

Есть разные варианты определения методов обучения. Уже устоялось то, которое давал академик Ю.К.Бабанский, опираясь на рекомендации Всесоюзной научно-практической конферен-

 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова, 5-е изд. —М. : Политиздат, 1986. — С. 278.

 Баранов С.П. Сущность процесса обучения. — М.: Просвещение, 1981.— С. 130-133.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше