Ситуация педагогического сотрудничества учителя и ученика


Уважаемый посетитель! Вы находитесь на странице нашего сайта вы по достоинству можете оценить большой сборник статей на тему «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь представленный материал удобно разделен на части как, например, сделано у стандартной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

ции по проблеме методов обучения (Ленинград, 1978) . Методы обучения — это «способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса»1. Мы считаем, что участников учебного процесса следовало бы называть не «учитель и ученик», а «субъект и объект». Известно, что субъектом бывает не только профессиональный учитель, но и родители, товарищи, наконец, ученик сам себе. Кроме того, в роли субъекта и объекта выступают как индивид, так и группа. Конечно, в реальной жизни это соотношение предполагает преимущественное взаимодействие преподавателя и ученика, и все же не только их. И перефразируя приведенное определение, мы даем такое: методы обучения — это упорядоченные способы субъЕктно-объектно-субъЕктного взаимодействия и сотрудничества, направленное на достижение целей образования, воспитания и развития обучающихся.

Н. К. Степаненков методы обучения определил кратко как «способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение дидактических задач»2. Он тоже не выделяет «объект и субъект» учебного процесса, а говорит «учитель и учащиеся».

Учебный процесс включает цель, содержание, формы, методы, дидактические средства и результат. Его активные и заинтересованные участники — субъект (тот, кто учит) и объект (тот, кто учится). У дидактов конца XX века сложилось резко негативное отношение к тому, что обучающихся (школьников, студентов, курсантов) называют объектом обучения, воспитания. Их довод: ученик — это не есть послушным объект, которого можно принуждать учиться, заставлять заниматься так, как велит учитель-субъект, беспрекословно ему подчиняться. А ученик сам активен, чтобы учиться с желанием, заниматься тем и так, чем и как сам он захочет. Отсюда: ученик — не пассивным объект, а активным субъект.

Эти доводы в пользу того, чтобы ученика (обучающихся) называть не объектом, а субъектом, на первый взгляд и вески, и убедительны. Ученик ведь на самом деле активен, любознателен. Но дальнейший анализ взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе показывает, что их партнерство не озна-

 Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1985. —С. 15.

 Степаненков Н.К. Педагогика. —Мн.: Изд-во В.М. Скакун, 1998. — С. 152.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше