О категориях и понятиях дидактики


Приветствуем Вас на нашем сайте! На данной странице нашего сайта вы сможете найти большое собрание материалов по теме «Лекции по педагогике». Для того, чтобы Вам было удобно весь материал удобно разделен на части подобно обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

1. Она определяет цель образования и обучения; отвечает на вопрос: для чего учить? Именно от этой целевой установки зависит все остальное в обучении. Если целью обучения признать усвоение содержания образования, то наряду с ней дидактика решает еще другую, не менее важную задачу: разностороннее воспитание гармонически развитой личности через обучение. Таким образом, обучение выступает одним из ведущих средств воспитания и развития человека. Следовательно, дидактика призвана решать проблемы развития и формирования личности в учебном процессе и через обучение.

2. Из цели вытекает и содержание образования и обучения . Дидактика ищет ответ на вопрос: чему учить?

3. Возникает еще один вопрос: как учить? Это значит, что дидактика разрабатывает вопрос о формах, методах и организации учебной работы.

4. В процессе обучения используются соответствующие дидактические средства: учебники и другие учебные пособия, наглядно-изобразительные, звуковые, различные технические средства, радио- и электронная техника, учебное оборудование. Все они играют существенную роль во взаимосвязи преподаванияучения. Одна из задач дидактики — разработка общих принципов создания и использования этих средств в учебных целях.

5. Дидактика изучает общие законы, закономерности и тенденции в учебном процессе. На их основе, как уже было сказано, формулируются принципы и правила обучения. Соблюдение последних обеспечивает успех обучения. Знание их позволяет эффективно и целенаправленно варьировать учебный процесс в зависимости от возраста учащихся, от индивидуальных особенностей ученика, от специфики содержания учебного материала, межпредметных и внутрипредметных связей, форм, методов и приемов учебной работы.

6. В дидактике разрабатываются также вопросы, связанные с источниками и методами исследования проблем обучения. Рассматриваются перспективы развития и совершенствования содержания, форм, методов и организации образования. Общая дидактика анализирует и обобщает конкретные данные частных методик. Вместе с тем общая дидактика сама служит научной основой частных методик и выполняет для них роль методологии. Дидактика имеет непосредственную связь с гносеологией (теорией познания) , формальной логикой (воспитание культуры мышления в процессе обучения), психологией, социологией, историей педагогики, кибернетикой (организация обратной связи) и другими науками.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше