Приемы и операции


Уважаемый посетитель! На данной странице нашего сайта вы найдете цикл материалов по теме «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на части подобно бумажной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Субъект первоначально взаимодействует с объектом. Потом объект обращается в субъект учения и по обратной связи взаимодействует с субъектом-обучающим. Способы взаимосвязи как раз и означают методы обучения. С их помощью «перерабатывается» содержание обучения и усваивается обучающимся, т.е. субъект / объектом. Первоначально, а потом только эпизодически это усвоение содержания обучающимся / объектом идет с помощью преподавателя, а потом тот же ученик становится в позицию субъекта. Так что на большинстве учебнык занятий методы взаимодействия преподавателя с учеником рассчитаны на ученика — объект/субъекта при полном их сотрудничестве. В данном случае сотрудничество следует понимать и как совместную деятельность преподавателя и ученика в качестве дружных, активных и доброжелательных партнеров, и как оптимистическое благорасположение учителя к учащемуся: уважение к личности, гуманизм, вера в силы и способности каждого, чувство сострадания (шире — эмпатии) к школьнику и искреннее желание учителя ему помочь при затруднениях.

Так мы представляем взаимодействие преподавателя-субъекта с учащимися — объект/субъектами в учебном процессе и место методов обучения по решению дидактических задач.

Метод обучения состоит из целого ряда частей, элементов, т.е. приемов и операций, взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. Это могут быть как отдельные самостоятельные, так и взаимодействующие умственные и практические действия и операции учителя и учащихся. Таким образом, приемы и операции в соответствующей комбинации составляют методы. И обратно: в каком-либо методе учитель использует ряд приемов. Например, учитель ведет рассказ (метод изучения нового материала) на какую-либо тему: о животных, историческую тему и т. д. В его ходе записывает на доске некоторые названия, термины, даты, использует карты и т. д. Все это приемы, использованные учителем в рассказе как методе. В ходе беседы! (метод) по теме урока учитель использует, в частности, приемы удивления (металл в воде тонет, а металлическая банка плавает. Почему?); парадокса (если горящий костер полить водой, то он погаснет, а если горящий каменным уголь в печи взбрыкнуть мелкими капельками воды, то он будет гореть лучше. «Не может быть!»); показ необымного в обымном (сцепление пластин птичьего пера — прообраз широко распространенных застежек-молний. — «Неужели?»). Если в момент объяснения учителем нового материала какой-то ученик отвлекся, то к нему можно обратиться с вопросом по теме: «А как счита-


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше