Эвристический тип, творческий тип


Уважаемый посетитель! На этой странице нашего проекта вы увидите большое собрание интересных статей по теме «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на страницы подобно бумажной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

бов обучения, сгруппированных по признаку взаимодействия субъекта с объектом (S — O) . В пору появления тех или иных методов никакой их классификации не было. С обогащением репертуара и операций и соответственно — методов обучения дидакты начали их «расставлять по полочкам» (XIX в.) . Кратко охарактеризуем смысл названный типов обучения.

Словесно-догматический тип исторически сложился раньше других и связан с обучением грамоте и первоначальному счету. Учитель показывал и называл ученику буквы и сочетания букв (обычно по церковно-славянскому произношению); ученик на память механически заучивал их, чтобы потом без запинки воспроизвести заученное по первому требованию учителя. Этот способ книжного учения господствовал в школах с древних времен аж до XIX века, постепенно уступая место другим, более прогрессивным методам. Для словесно-догматического типа обучения характерны крутое, жестко требовательное отношение учителя к ученику и покорно-послушная исполнительность ученика. За непослушание и своевольничание ученика наказывали даже физически.

Хотелось бы верить, что в конце XX в. словесно-догматический тип обучения мы будем знать только из истории. Но вот нам привелось наблюдать на курсах по подготовке водителей редкий случай (факт) словесно-догматического типа обучения. Тема — правила дорожного движения. Курсанты дословно заучивали одно правило за другим, по требованию преподавателя дословно его устно воспроизводили. Многие курсанты не представляли смысла некоторых правил, а разъяснением их курсантам преподаватель себя не утруждал.

Объяснительно-репродуктивный тип обучения идет на смену догматическому. Он характеризуется тем, что учитель, используя иногда иллюстрации, объясняет учащимся учебный материал, который они понимают, осмысливают и сознательно запоминают, но не зазубривают. Усвоенным и сохраненным в памяти материал ученик потом воспроизводит своими словами. Учитель в строгом режиме сообщает учащимся знания, формирует умения и контролирует их. Хотя он лояльно относится к ученикам, но инициатива и самодеятельность последних не поощряется. Этот тип обучения в школах страны стал преобладающим примерно с половины XIX в. и до сих пор довольно распространен.

Эвристический тип обучения в корне отличается от предыдущих. Учитель не дает знания учащимся в готовом виде, а


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше