Ягодовский - четыре основных метода педагогической работы


Уважаемый читатель! Находящийся на этой странице вы найдете большой сборник материалов на тему «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь представленный материал удобно разделен на части подобно обычной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Сложно отобрать признак деления, потому что в учебно-воспитательном процессе важных, существенный задач и сторон много. И в самом деле, это и дидактические задачи, и степень активности учащихся, и гарантия достижения цели, и особенности взаимоотношений учащихся с учителем и др. Поэтому в дидактике разрабатываются и сосуществуют варианты классификации методов. И это нормально. И только многомерная классификация этих методов может объективно отразить реально существующие связи и отношения элементов учебного процесса. Заметим, что в конкретной ситуации этого процесса выступает на первый план и актуализируется то одна, то другая сторона, первоочередной становится решение определенной дидактической задачи, а не всех сразу. Исходя из этих посылок, мы и рассмотрим классификацию методов обучения.

Б. В. Всесвятский еще в 1929 г., исходя из меры активности ученика, которую необходимо проявить школьнику в процессе усвоения знаний, все методы обучения свел в две группы: методы готовых знаний и методы искания (исследовательский метод). По этому же основанию А.П. Пинкевич выщеляет эвристический метод (сюда входит метод исканий) и метод моторного обучения (школа движения) . В те же годы Н.М.Шульман справедливо отмечал, «что классификация методов обучения не может быть произведена.... по одному из-

мерению»1. Один метод от другого отличается, считал он, по целям, средствам и приемам, по последовательности и постепенности в применении отдельный приемов. И каждым метод следует рассматривать с точки зрения как педагога, так и учащихся. Спустя 40 лет, эту идею под названием «бинарные методы» возродил М.И.Махмутов.

Н. М. Шульман по обозначенным им основаниям определил шесть групп методов. Правда, к числу методов он отнес и урок, и «лабораторно-кабинетный», которые мы теперь считаем формами обучения. Он уже тогда полагал, что для классификации методов обучения быт бы плодотворным «анализ тех отличительнык нервно-психических процессов, которые вызывают в мозгу учащихся каждый из практикующихся методов работы», которым он назвал «рефлексологическим анализом»2.

Мы хотим обратить внимание читателя на то, что идея Н. М. Шульмана о рефлесологическом анализе «методов педагоги-

 Педагогическая энциклопедия/Под ред. А.Г. Калашникова. В 3-х т. Т.1.— М.: Работник просвещения, 1929.— С. 569.

 Шульман Н.М., Там же, с. 571.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше