Классификация методов обучения по мнению разных авторов


Уважаемый читатель! На текущей странице нашего проекта вы сможете найти большое собрание материалов под общим заголовком «Лекции по педагогике». Для удобства чтения весь представленный материал удобно разделен на части подобно бумажной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

ческой работы» находится, по сути, у истоков и проблемного, и развивающего обучения. Эти проблемы дидактики впоследствии были многосторонне исследованы известными учеными педагогами М.И.Махмутовым, И.Я.Лернером, М.Н.Скаткины и психологами-педагогами Л.В.Занковым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым, их учениками и последователями уже в 196080-е и последующие годы. Говоря о развивающем обучении, мы справедливо ссылаемся на идеи Л. С. Выготского о зоне актуального и ближайшего развития детей. Но, право же, того же заслуживает идея Н.М.Шульмана об анализе нервно-психических процессов.

Н.М.Шульман выделяет пять методов, которые, по его мнению, знаменуют собой определенные вехи, эпохи в истории воспитания и развития: 1) словесный, 2) наглядный, 3) моторный (трудовой), 4) исследовательский и 5) метод общественной работы. Возникновение этих методов автор связывает с историей развития общества в целом, с особенностями общественно-экономического уклада. Нельзя не заметить, что в последующие десятилетия, несмотря на крутые перемены в официальной советской дидактике 1930-х годов и позднее, группы этих методов в разных вариантах выдвигались и тогда, и в конце XX века, т.е. спустя 70 лет.

В 1929 г. К. П. Ягодовский предложил и описал четыре основных метода педагогической работы. За основу такого деления он взял нарастающую степень исследовательского подхода к учению: 1) догматический метод (исследовательский подход к объектам отсутствует); 2) иллюстративный метод; 3) эвристический метод и, наконец, 4) исследовательский метод. Эти идеи в новой интерпретации получили свое развитие в 1960-70-е г. в исследованиях М.Н.Скаткина и И.Я.Лернера. В 1965 г. они выделили пять общедидактических методов: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический и исследовательский. Здесь мы видим много совпадений с подходами предшественников.

В 1930-е годы преобладает классификация методов по источникам передачи и восприятия знаний: словесные, наглядные, практические. Такое деление не отрицается и сейчас. В 1950-60-е г. и позднее дидакты отмечали необходимость и возможность классифицировать методы обучения по разным признакам и предлагали варианты таких классификаций. Варианты предлагаемых методов сведем в таблицу 1.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше