О путях развития дидактики в советском союзе


Приветствуем Вас на нашем сайте! Вы находитесь на странице вы по достоинству можете оценить широкий сборник статей по теме «Лекции по педагогике». Для того, чтобы Вам было удобно весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на части подобно обычной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

1.3. О категориях и понятиях дидактики

Дидактика имеет категории и понятия, которые составляют ее каркас как науки. Она, конечно, пользуется и категориями общей педагогики, например, «воспитание», «школа», «ученик», «учитель». Собственно дидактической категорией, ставшей и общепедагогической, надо признать «образование». К понятиям дидактики относятся «обучение» и его составные части: «учение», «преподавание». Взаимосвязь образования с обучением следует рассматривать как отношение цели и ее средства: образование — это цель, обучение — средство ее достижения. Обучение же в свою очередь имеет две стороны: учение и преподавание. Учение — это и деятельность, и процесс по усвоению учеником (обучающимся) содержания образования как части общечеловеческой культуры. Оно, как правило, проводится под руководством учителя непосредственно (уроки), или опосредованно (самообразование ученика, инструктаж, контроль учителя). Преподавание — это планомерное руководство учителем учебной деятельностью ученика: определение содержания учения, его объема, форм и методов, последовательности, темпов; создание наилучших условий ученику по усвоению им содержания образования и разностороннему развитию; контроль качества усвоенного, коррекция. Процесс учения и преподавания рассматривается как единый процесс взаимодействия ученика и учителя, как их сотрудничество. К собственным понятиям дидактики относятся также формы обучения, методы обучения, классно-урочная система.

Процесс обучения — понятие более широкое, чем учебный процесс. В первом случае речь идет об абстрактном представлении взаимодействия учителя и ученика. Учебный процесс — это конкретное претворение процесса обучения в определенном классе по предмету. Так, если про подростка говорят: «Он учится», то предполагают, что он из года в год в школе изучает разные предметы (процесс обучения вообще) . Учитель в 6-м классе ведет занятие по математике (учебный процесс по конкретному предмету в определенном классе) и т. д.

В дидактике прижились понятия и ряда смежных наук, приобретя специфический оттенок, например, из философии «содержание и форма», категории методологии и методов, многие понятия психологии воспринимаются вполне как общедидактические, например, умения, навыки, мотивы, направленность: «учебные умения», «навыки письма», «мотивы учения», «познавательные интересы», «восприятие учебного материала», «мыслительная деятельность в обучении» и много других.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше