Катехизическая беседа


Уважаемый читатель! На данной странице вы найдете цикл интересных статей на тему «Лекции по педагогике». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал разделен на страницы подобно стандартной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

ких, экономических науках. Далее мы будем говорить о беседе в дидактике.

Беседа — это универсальный диалогический метод учебной работы. Она используется по всем учебным предметам, на всех этапах разных форм учебных занятий, во всех возрастных группах учащихся. Конкретная методика проведения беседы зависит и от дидактических задач, и от учебного предмета, и от возраста школьников. Различают эвристическую и катехизическую беседу.

Эвристическая беседа (от греческого evricha — нахожу, открываю или heureka — « я нашел») — вопросно-ответный способ обучения, при котором учащимся не сообщаются готовые знания, а именно в процессе беседы, путем рассуждений сами учащиеся «открывают» истины и приходят к выводам, понятиям, правилам. Этот вид беседы со своими учениками широко использовал древнегреческий мудрец Сократ (около 469-399 г. до н.э.); поэтому она известна также как «сократический метод». Искусство такой беседы в том и состоит, чтобы серией заранее подготовленных вопросов побудить учащихся размышлять над ними и в то же время направить их мысль к ответу и выводам, которые уже известны учителю.

Эвристическая беседы организует поисковую познавательную деятельность учащихся, формирует у них любознательность, умение доказательно рассуждать. В ходе беседы возникают противоречия между тем, что школьник уже знает, и тем, чего еще не знает. Это своего рода познавательные задачи, которые и решаются в процессе беседы. Причем неверные ответы учащихся учитель исправить не спешит, а дает возможность другим учащимся порассуждать, высказать другую точку зрения, исправить, дополнить, подтвердить или отвергнуть тот или иной ответ. Так шаг за шагом приходят к истине.

Хорошая эвристическая беседа вызывает у самих учащихся много новых вопросов, порой неожиданных для учителя. А урок может идти не в точной последовательности, как намечалось планом. Поэтому учителю приходится выдавать и экспромты. Он потом уже в конце беседы систематизирует все ее содержание.

Беседа пойдет активно, если учащиеся о ее предмете (теме) имеют некоторые знания, представление, но именно-некоторые, т. е. поверхностные, случайные, бытовые, несистематизированные восприятия, наблюдения и жизненный опыт. Она в то же время покажется для учащихся неинтересной, если в ней не будет но-


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше