Несколько советов о проведении бесед


Приветствуем, уважаемый посетитель! Находящийся на этой странице нашего портала вы по достоинству можете оценить широкий сборник интересных статей под общим заголовком «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь представленный материал аккуратно разделен на страницы подобно бумажной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

вого материала, нового уровня объяснения факта, явления. Беседа также не будет поддержана, если учащиеся о ее предмете не имеют ни малейшего представления, потому что учителю невозможно будет опереться на первоначальные наблюдения собеседников.

Катехизическая беседа получила название от катехизиса (от греческ. katechesis - поучение) — религиозной книги, изложенной в форме вопросов и ответов; впоследствии — основ вообще какого-либо учения или даже инструкции о чем-либо. Вот примеры этого рода: популярные советы юным натуралистам о выращивании цветов, томатов и т.д., изложенные в вопросно-ответном виде. Есть брошюры в вопросах и ответах по правилам дорожного движения, поведения у водоемов, в туристическом походе и т. п. Книга об оптимизации обучения, подготовленная Ю. К. Бабанским и М.М. Поташником, написана в виде вопросов и ответов. Значит, катехизическая беседа в печатной форме используется и сейчас. Она проводится и устно. Тогда ее назначением (дидактическими задачами) будут повторение, закрепление и систематизация уже имеющихся знаний. Это особенно актуально для учащихся перед контрольными работами, зачетами и экзаменами. Этого рода беседы учащиеся проводят и парами: один спрашивает — другой отвечает. А потом меняются ролями. Если есть ответы в текстах, то в случае затруднения можно обратиться к ним. Закрепляя и систематизируя знания путем этих бесед, учащиеся приобретают чувство уверенности при ответах.

Контрольная беседа имеет задачей проверку знаний учащихся при завершении большого раздела курса либо в конце учебной четверти, года. Она служит средством диагностики качества знаний: осмысленности, системности, прочности, мобильности и т.д. и оценки того, какой базой станут эти знания при изучении последующих тем, для межпредметных и внутрипредметных связей. По ее результатам ставятся отметки, а при необходимости — вносятся коррективы в изучение темы.

Дадим несколько советов о проведении бесед.

Следует подготовить логически последовательную систему вопросов и сформулировать их так, чтобы на каждый из них можно было дать один правильный ответ. К примеру, если поставить вопрос так: «Какие бывают числа?» — то на него можно дать несколько вариантов верных ответов: простые и составные, четные и нечетные, однозначные и многозначные и т.д. В беседе так ставить вопрос нельзя. А если вопрос сформулиро-


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше