Наглядные методы


Уважаемый читатель! На этой странице вы сможете найти цикл материалов на тему «Лекции по педагогике». Для того, чтобы Вам было удобно весь предоставленный на сайте материал разделен на страницы как, например, сделано у обычной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

образы составляют содержание рассказа. Они должны быть достоверными, убедительными. Рассказ включает ряд приемов изложения: повествование и описание, рассуждение и диалог. Рассказ особенно захватывает слушателей, когда учитель повествует от имени первого лица, как очевидец или участник каких-либо событий, человек, знающий героев своего рассказа. Для оживления рассказа, повышения эмоциональности восприятия учащимися учитель зачитывает отрывки из художественной литературы, использует учебные картины, звукозапись. Резюме, выводы и обобщение, завершающие рассказ, повышают его эффективность.

в) Школьная лекция.

Она может быть и самостоятельной формой обучения и тогда по методике проведения приближается к вузовской лекции. Но лекция может быть и методом урока. О нем мы дальше и будем говорить.

Лекция как метод обучения доступна только в старших классах и проводится по многим предметам. Она оправдывает себя в таких случаях, когда необходимо большой по объему учебный материал изложить в цельном, нерасчлененном во времени виде: надо воссоздать целостную картину излагаемых событий, явлений, процессов. Например, такая дидактическая задача возникает при изучении крупных литературных произведений («Мертвые души» Н.В.Гоголя, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Тихий Дон» М.А.Шолохова и т.п.), широкой исторической панорамы, в частности, событий второй мировой войны, масштабной картины изучения человечеством космоса и т. д. Именно на лекции есть возможность дать развернутую и цельную картину тех событий и глобальных фактов. Лекция будет стержневым методом для изучения методологических сторон темы. На последующих уроках и другими методами ее изучение будет продолжено.

Школьная лекция проводится неполный урок, примерно полчаса. Объем учебного материала надо рассчитать на такой же срок. Содержание лекции строго структурируется (завязка, основная часть, заключение) и систематизируется (логическая последовательность, выводы, межпредметные связи) . На самой лекции учащимся сообщается план. Еще при подготовке к лекции определяют узловые вопросы, основные понятия, законы, составляющие содержание материала. А на уроке на них сосредоточивается внимание учащихся. Лекция излагается эмоционально. Отдельные идеи доказывают фактами. Материал, кото-


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше