Метод демонстраций


Приветствуем, уважаемый посетитель! Вы находитесь на странице нашего портала вы сможете отыскать цикл материалов на тему «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь материал аккуратно разделен на части подобно стандартной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

ют теорию развивающего обучения. Согласно их концепции развивающее обучение индуктивному пути усвоения знания противопоставляет путь дедуктивный, точнее — сначала изучение абстрактных понятий, а потом восхождение к конкретному. Отметим: эта идея в отечественной педагогике признана перспективной, но не является господствующей, а считается одним из направлений развития дидактики. Но вернемся к вопросу о наглядности в обучении.

Принцип наглядного обучения исходит из того, что человек первоначально узнает и познает весь окружающий мир с помощью органов чувств и соответствующих ощущений и восприятий: зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных, тактильных, температурных, болевых, пространственных, времени. В жизни человека все они чрезвычайно необходимы. По количеству и объему информации всего больше дают зрительные («Лучше раз увидеть. ..») и слуховые восприятия. Наверное, по этой причине в давние времена предметы внешнего восприятия дидакты назвали одним общим словом «наглядность». А в современной дидактике этот термин включает не только видимые, зримые, т.е. собственно наглядные предметы и образы, но также и предметы и образы других ощущений и восприятий: звуковых, обонятельных, осязательных и т.д., словом, всего того, что можно чувственно воспринимать как первичный образ.

Отсюда считается, что чем больше органов чувств будет участвовать в процессе учения, тем успешнее школьник будет усваивать содержание обучения. Потому изобретается и используется множество дидактических средств — так называемых «наглядных учебных пособий», призванных помочь учащимся успешнее усваивать и осмысливать учебный материал, а учителю — раскрыть его и помочь школьникам в овладении тем содержанием.

Наглядные учебные пособия имеют разное назначение и содержание. Они отличаются способами изображения, методами и приемами использования. Детальная их классификация потребовала бы много места и времени. Мы же сейчас ограничимся общим обзором.

Есть три больших группы наглядных учебных пособий: натуральные, изобразительные и технические средства. К первой группе относится все, что в натуральном виде используется в учебных целях из мира природы: растения, животные, насекомые, птицы, горные породы и т.п., а также производственные объекты — машины, приборы, орудия труда и т. д. Вторая группа пред-


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше